Зарубежный опыт: глупости «умных» городов

«Умный» город с автоматизированными системами управления инфраструктурой – мечта многих урбанистов, но отнюдь не панацея от всех «болезней» современного мегаполиса. С какими подводными камнями приходится сталкиваться «умным» городам Америки, рассказал Клаус Филипсен, глава компании ArchPlan Inc, специализирующейся на консультировании по вопросам инвестиций в современные города.

Несмотря на все разговоры о высокотехнологичных «умных» городах, в современных мегаполисах Америки происходит много глупостей. Так, в Чикаго не могут взять под контроль превышение полицейскими своих полномочий, во Флинте водопроводная вода вредна для горожан, в метро Вашингтона произошла серия аварий, а в Балтиморе возникли проблемы с системой электронного подсчёта голосов на праймериз, так что результаты выборов были признаны недействительными.

Проблемы с технологиями происходят в Балтиморе не впервые. Так, система сбора данных о водителях, проезжающих перекрестки на красный свет и превышающих разрешённую скорость, была так несовершенна, что фиксировала припаркованные машины как нарушителей. В результате её пришлось выключить из-за недостаточной отладки. Система не работала в течение более чем двух лет, несмотря на периодические попытки её перезапуска и поиск подрядчиков. Ситуация с системой фиксации проездов на красный свет – это, конечно, крайность, поскольку во многих других городах такие же системы работают нормально. Тем не менее, из этой истории можно извлечь важные уроки о том, кто и как собирает данные и кому это выгодно.

Конечно, горожане хотят, чтобы их город был более высокотехнологичным и «умным». Они желают действовать на основе объективной информации, рационально расходовать свои ресурсы. Кроме того, люди хотят защитить свою частную жизнь и чувствовать себя в безопасности. История с системой фиксации нарушений в Балтиморе показывает, что даже такие крупные и, казалось бы, надёжные компании, как Xerox, могут провести городскую администрацию. Если оборудование для сбора данных и программное обеспечение для их анализа создано частными компаниями, то компания отвечает за поставленное оборудование даже после того, как город его оплачивает. В противном случае считается, что компания не выполняет свои обязательства. Именно из-за этих условий Балтимор не мог просто сменить подрядчика, оставив дорогостоящее оборудование на прежнем месте.

Автобусы Транспортного Агентства Мэриленда оборудованы навигаторами, однако работа этих устройств основана на радиосигнале. Такие навигаторы ненадёжны из-за наложения сигналов и не дают достаточного потока данных для того, чтобы показать автобус на карте Google. Таким образом, карта показывает фиксированное расписание автобусов, а не настоящее время их прибытия. Чтобы изменить эту ситуацию, Агентство установило несколько электронных табло, однако большую часть времени они показывали либо фиксированное расписание, либо вообще ничего. В поисках решения проблемы, все 8 000 автобусных остановок были оборудованы небольшими устройствами, через специальный доступ сообщавшими на смартфон номер остановки и реальное время прибытия автобуса. Впрочем, из-за нестабильности радиосигнала от автобуса, это решение также оказалось  весьма неудачным, и приложения, созданные другими компаниями, такие, как Transit App, легко смогли превзойти систему текстового оповещения Транспортного Агентства.

С тех пор, как благодаря Эдварду Сноудену люди узнали, насколько всеобъемлющим может быть сбор данных правительственными структурами, термин «большой объём данных» воспринимается в равной степени как перспектива и как угроза.

Приведённые примеры показывают, что разговоры о высокотехнологичном «умном» городе могут оказаться обманом, если базовая инфраструктура городов, включая дороги и рельсовые маршруты, не функционирует должным образом. Самое лучшее транспортное приложение для определения времени прибытия транспорта бесполезно, если в туннеле метро нет Wi-Fi или если сам поезд не движется из-за пожара на путях или аварийных работ, как это недавно произошло в Вашингтоне. Ещё более это актуально для таких параметров, как пропускная способность или скорость интернет-соединения, с которыми в большинстве крупных американских городов постоянно возникают проблемы. Обычно все приложения для смартфонов перестают работать в местах большого скопления народа или во время массовых несчастных случаев, когда все хватаются за мобильники одновременно.

Не нужно быть противником технического прогресса, чтобы отметить недостатки и проблемы, с которыми мы сталкиваемся сейчас. Предыдущие технические революции научили нас, что польза, которую приносит технология, напрямую зависит от пользователей. Это справедливо даже тогда, когда техническая революция порождает вещи, которые люди раньше не создавали (паровой двигатель, самолет, автомобиль, а также всё, что создано с применением различных современных технологий). Эффективность «умного» города во многом зависит от того, как мы используем ресурсы, какие вопросы мы задаём и какие теории и принципы ставим во главу угла.

Впрочем, преимущества использования больших объёмов информации, мониторинга городской инфраструктуры, планирования и принятия решений на основе данных, несомненны. Воплощение их в реальность становится всё более насущным по мере увеличения размера и сложности новых городов, а также роста ожиданий горожан в отношении качества жизни и одновременного ухудшения состояния окружающей среды.

Необходимо использовать как потенциал планирования на основе объективных данных, так и возможности обратной связи, которые дают современные технологии. Её могут обеспечить системы, в которых люди выступают не только как источник информации (например, автомобилисты со смартфонами, благодаря отслеживанию которых создаются карты пробок в реальном времени), но и как потребители информации (люди, которые пользуются упомянутыми картами, чтобы избежать пробок). Такой динамичный информационный круговорот изменяет саму ситуацию в городе: к примеру, водители, узнав о пробке, выбирают объездной маршрут и тем самым способствуют её уменьшению. Пример с пробками демонстрирует возможности цифровых технологий: впрочем, это не лучший из возможных примеров, поскольку транспортные вопросы гораздо сложнее простого избегания пробок. Продолжая тему транспорта, можно представить себе карты дорожной ситуации Google или Waze, преобразованные таким образом, что мы сможем видеть реальное время прибытия автобуса или поезда, а расписание их движения будет динамически меняться в зависимости от запроса. До такого ещё далеко. Исключение – лифты: в небоскрёбах сейчас время прибытия лифта зависит от количества пассажиров, что позволяет перевозить больше людей в меньшем количестве кабин.

Город может стать по-настоящему «умным», если большое количество горожан будет участвовать в формировании его целей и политики, обмене данными и общем взаимодействии. Чем сложнее система, тем в большей степени она корректируется с помощью большого объёма входящих данных. Сложные системы, работающие по авторитарному принципу «сверху вниз», могут быть эффективными на протяжении очень короткого времени, они обречены на крах в случае ошибки единого лидера. Конечно, обеспечить конфиденциальность данных и равноправие при информационном обмене – большая проблема, которая решается только политическими мерами. Технологии сами по себе не могут принимать решения.

Возвращаясь к вопросам транспорта, можно увидеть, что поставлено на карту. Если «умные» автомобили без водителя станут нормой, именно от политических решений зависит, превратится эта технология в благословение или в кошмар. Она может начать неконтролируемо распространяться, поскольку люди не возражают против долгой поездки, в течение которой они могут работать или смотреть кино, что заставит их ездить дальше, чем просто из дома на работу. Автомобили находятся в частной собственности, 95% своей жизни они припаркованы, и места для парковки будет нужно всё больше. Если взглянуть на вопрос с позитивной стороны, то новая технология позволит использовать ресурсы автомобиля более эффективно, не паркуя его вообще и пользуясь машиной по принципу сервиса Uber, только без водителя. В этом случае в городах освободятся большие площади, которые можно будет использовать более продуктивно, а транспортные потоки можно будет оптимизировать в рамках единой системы, формируя гибкие транспортные линии, адаптированные к потребностям горожан.

Человечество всё чаще сталкивается с ситуацией, когда развитие технологии обгоняет политическое развитие и целеполагание. Когда речь идёт об «умном» городе, то, несмотря на все разговоры о больших объёмах данных, необходимо найти чиновников и администраторов, которые начали бы адаптировать политические и управленческие процессы к неизбежному развитию технологии и смогли бы отвечать за этот процесс. Технологии могут быть не только поддержкой, но и угрозой для устойчивого будущего.

Новые цели необходимы, поскольку они позволяют выйти за рамки стандартных решений и  творчески применить то, что могут предложить новые технологии. Технические достижения должны сочетаться с творческим подходом, только так их потенциал можно использовать наиболее полно на благо людей.

Оригинал статьи:

Фото:




Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован на сайте. Пожалуйста, заполните все поля, отмеченные *