За петербургские аквабусы вступились предприниматели и активисты

Комитет по транспорту принял решения отказаться от возобновления движения аквабусов в сезон навигации 2016 года. Романтичный петербургский транспорт признан убыточным. В прошлом году город вложил в «водные маршрутки» 13,9 млн рублей, а с момента старта проекта в 2010 году для покрытия расходов городской бюджет выделял 140 млн. рублей ежегодно. Надежды на популярность аквабусов у горожан и туристов не оправдались.

Проект сворачивали постепенно: в 2011 году его признали убыточным, в 2012 году для повышения окупаемости аквабусов плата за проезд на «водном такси» была увеличена вдвое. Тем не менее, начиная с 2012 года, компании-перевозчики одна за другой отказывались от аквабусов. С 2013 года количество линий водного транспорта сократилось с четырёх до одной. В 2014 году встал вопрос о закрытии проекта, однако по инициативе вице-губернатора Петербурга Игоря Албина была разработана новая концепция маршрутов аквабусов, что позволило им функционировать ещё один сезон.

В 2016 году последний перевозчик, не вышедший и проекта – компания МБС, прнадлежащая Мелику Саркисяну – предложил снизить плату за проезд на аквабусе до 50 рублей  при условии, что «водную маршрутку» официально признают общественным транспортом. Напомним: в 2015 году минимальный тариф составлял 100 рублей. Мелик Саркисян заявил, что написал премьер-министру России Дмитрию Медведеву и в Министерство транспорта письмо, в котором изложил своё видение развития водного транспорта Петербурга. По мнению предпринимателя, для успеха проекта необходимо создать не менее пяти линий аквабусов и интегрировать их в систему общественного транспорта. «29 февраля Дмитрий Медведев подписал Концепцию развития внутреннего водного транспорта России до 2030 года, — заявил в своём письме Мелик Саркисян. —  А нас закрывают и не субсидируют, это прямое невыполнение распоряжения нашего премьер-министра. Мы просим разобраться, выделить финансирование, и чтобы этот вид транспорта ожил».

Исследование причин падения популярности водных такси провели и активисты общественного движения «Красивый Петербург». Они также подчёркивают необходимость интеграции аквабусов с другими видами пассажирского транспорта. На данный момент, по мнению авторов исследования, система «водных маршруток» не предназначена для ежедневных поездок горожан, к примеру, на работу. У аквабусов слишком неудобный график работы и расположение причалов, а также слишком высокая плата за проезд, что превращает их в аттракцион для туристов, которые пользуются водным такси от силы несколько раз в течение своего визита в Северную столицу. Кроме того, как отмечают исследователи, жители Петербурга получали недостаточно информации о работе аквабусов в продолжение всего времени существования проекта.

«Исследование показывает, что 74% горожан не готовы платить за поездку на аквабусе более 100 рублей, 79% не готовы ждать аквабус на причале дольше 15 минут, — заявляют активисты «Красивого Петербурга» Таким образом, при стоимости проезда в 200–300 рублей и получасовых интервалах движения теряется более трёх четвертей потенциальных пассажиров аквабуса». По мнению авторов исследования, для эффективного включения водного такси в систему городского общественного транспорта и создания условий для интермодальных поездок необходимо разработать систему скидок при пересадке с аквабуса, к примеру, на автобус или троллейбус, а также размещать остановки наземных видов транспорта рядом с причалами. Все предложенные меры направлены на то, чтобы сделать аквабусы более удобными для деловых поездок и тем самым увеличить пассажиропоток.

Эксперты в области транспорта также с сожалением отзываются об отмене маршрутов водного такси в 2016 году. «У аквабусов есть большие сложности, связанные с правилами судоходства и статусом водного пространства – отмечает заместитель генерального директора Научно-исследовательского и проектного института территориального развития и транспортной инфраструктуры Елена Ногова, — Но закрывать  проект я бы не стала. Это надо туристам, и для других целей он тоже мог бы быть востребован: например, на связи с Кронштадтом или Зеленогорском. Сейчас пока не получается – может быть, потому что дорого, и у города нет возможности для дотаций». По мнению эксперта, важно связать аквабусы не только с наземным транспортом, но и с линиями метрополитена.

На данный момент единственная альтернатива аквабусам, которую предлагает Смольный – дать возможность частным компаниям организовать водные перевозки без привлечения средств из бюджета. «Развитие причальной инфраструктуры в соответствии с проектом уже сегодня позволяет судовладельцам продумывать и развивать новые маршруты», — считают в Комитете по транспорту. В 2016 году в Петербурге будут работать 15 причалов. Впрочем, чиновники Смольного не отрицают возможность подачи повторной заявки на финансирование аквабусов в апреле, во время внесения весенних поправок в бюджет.

Фото:




Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован на сайте. Пожалуйста, заполните все поля, отмеченные *