В Петербурге обсудили перспективы создания «умного города»

10 декабря в Петербурге прошёл международный форум Smart Cities «Умные» города: от концепции к реальности», организованный деловой ассоциацией Network. Как организовать городское пространство, чтобы создать комфортную среду для жизни растущего населения современного мегаполиса? Должен ли Петербург следовать общеевропейскому тренду, став «умным» городом как в техническом, так и в организационном смысле? На эти и другие вопросы эксперты постарались ответить в ходе форума.

«Умному» городу нужны «умные» горожане, которые понимают существующие проблемы мегаполиса и сознательно выбирают современный и инновационный путь их решения, считают участники мероприятия. По мнению заместителя генерального директора института территориального планирования «Урбаника» Александра Холоднова, людей необходимо целенаправленно информировать о преимуществах «умных» городов, иначе, как отметил эксперт, «они опять выберут Мурино». Впрочем, петербуржцы и сами понимают необходимость создания комфортной городской среды: так, генеральный директор общественного пространства «Бенуа 1890» Татьяна Ганюшина рассказала, что на данный момент существует запрос от населения на новые зоны отдыха в спальных районах города. Основная проблема состоит в том, что администрация участвует в проектах благоустройства городской территории лишь «всплесками»: так, созданная при правительстве Петербурга рабочая группа  по развитию общественных пространств, выслушав инициативы по созданию новых зон отдыха, на данный момент приостановила свою работу. Подобные «всплески» активности чиновников, по словам Татьяны Ганюшиной, не приносят результата.

Говорить об «умном городе» невозможно без детального анализа транспортной системы. Модератор дискуссии, партнёр компании ARUP Хосе Искеридо озвучил неожиданный для многих петербуржцев факт:  статистика показывает, что на данный момент процент использования общественного транспорта в Северной столице больше, чем во многих городах Европы, а процент использования личных автомобилей, напротив, меньше. Причина бесконечных пробок на дорогах, по словам Хосе Искеридо заключается в крайне неэффективном использовании транспортных сетей.

Сбалансированный транспорт «умного» мегаполиса должен быть быстрым, безопасным, доступным, комфортным и экологичным, считают участники форума Smart Cities. Кроме того, он должен учитывать интересы различных групп населения и местные особенности каждого города, а также представлять собой единую интегрированную систему общественного и личного транспорта. Кроме того, система должна учитывать и так называемый активный транспорт, то есть велосипеды. По словам советника по развитию велосипедной инфраструктуры при вице-губернаторе Петербурга Дарьи Табачниковой, сейчас интерес горожан к велодвижению растёт, несмотря на несовершенство велосипедной инфраструктуры.  Эксперт отметила, что среди петербуржцев, которые регулярно ездят по городу на велосипедах, 65% мужчин и 35% женщин; подобный  дисбаланс, по её мнению, связан с тем, что петербургские веломаршруты на данный момент остаются опасными, а езда на велосипеде по городу связана с риском. Сейчас в Северной столице проложено только 30 км велодорожек, а на реализацию трёх новых веломаршрутов, запланированных в 2016 году, пока не выделены средства.

Однако транспортная система «умного города» требует не только гармоничного развития инфраструктуры, но и высокотехнологичной системы управления. Мнения экспертов в отношении организации такой системы существенно изменились за последнее время в связи с новыми техническими достижениями. Как рассказала директор института дизайна и урбанистики ИТМО Марина Сухорукова, изначально предполагалось, что система управления транспортными потоками «smart city» будет основана на информации, поступающей с многочисленных датчиков, расположенных по всему городу. Горожанам в такой системе отводилась пассивная роль объектов управления. Тем не менее, сейчас, по словам эксперта, именно жители города с их смартфонами и прочими мобильными устройствами могут стать основным источником информации о транспортных и пешеходных потоках. Структура данных, получаемых системой управления, а, следовательно, и сама система, будут существенно отличаться от изначально разработанной модели. Можно ожидать, что горожане наконец станут главными в собственном городе, влияя с помощью инновационных технологий на происходящие в нём процессы.

Роль горожан в принятии важных для города решений в последнее время действительно выросла, и компьютерные технологии сыграли в этом процессе важную роль. Так, например, в Москве чрезвычайным успехом пользуется проект столичного правительства «Активный гражданин», который позволяет москвичам  принимать участие в обсуждении самых разнообразных новостей и событий Москвы, а также даёт возможность властям формировать комплексное представление о нуждах и предпочтениях жителей рассматриваемого региона. По словам директора по развитию института урбанистики «Среда» Максима Шпаковского, аналогичные проекты есть в Амстердаме, Мельбурне и многих других крупных городах мира.

Фото: http://australianroboticsreview.com/




Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован на сайте. Пожалуйста, заполните все поля, отмеченные *