В Петербурге обсудили перспективы креативной индустрии

Петербург, один из знаменитых на весь мир туристических городов, казалось бы, не страдает от отсутствия общественных пространств, привлекательных для горожан и гостей. Тем не менее, многие эксперты считают, что Северная столица, пользуясь своей «имперской славой», снискала репутацию консервативного города для любителей старины. В ходе конференции «Влияние креативной составляющей на развитие дестинации. Креативные пространства в городской среде и их влияние на формирование имиджа города», прошедшей в Петербурге 10 ноября, руководитель департамента экономического анализа и исследований Института территориального планирования «Урбаника» Евгения Арефьева отметила, что на данный момент границы «туристического Петербурга» не выходят за пределы исторического центра. При этом, по мнению создателя креативного пространства «Ткачи» Дмитрия Милькова, сами петербуржцы зачастую не считают проблему актуальной, считая, что туристическая привлекательность Северной столицы достаточно велика.

Решить проблему недостатка новых объектов, привлекательных как для туристов, так и для жителей города, может, по мнению экспертов, создание креативных общественных пространств. По пути развития креативной индустрии сейчас идут многие европейские города: после вывода за пределы городской территории промышленных производств, площадки в бывших промзонах превращаются в арт-кластер, привлекающий как творческих личностей, так и заинтересованных зрителей. В Петербурге такими площадками стали «Люмьер-холл», расположенный в здании бывшего газгольдера, арт-пространство «Этажи», «Ткачи» и ряд других.

Впрочем, есть ли среди горожан «спрос на культуру» и интерес к креативным общественным пространствам? По мнению генерального директора Центральной универсальной научной библиотеки им. Некрасова Марии Приваловой, интерес к культурным объектам имеет прямую связь с удовлетворенностью жизнью. Эксперт отметила, что люди среднего и старшего возраста, которые считают себя причастными к культуре, считают себя в два раза счастливее.  Тем не менее, сейчас значительное число социальных групп являются «труднодоступными для культуры». Исключение, как считает Мария Привалова, составляют только студенты и мамы с детьми. В то же время, потребность в местах, где можно проводить время, есть у многих: к примеру, у подростков, которые часто заявляют, что хотели бы гулять вместе, но не знают, где. Люди хотят радоваться жизни  вовлекаться в культурный процесс, считает эксперт.

Генеральный директор СПБ ГБУ «Конгрессно-выставочное бюро» Ольга Мугатина рассматривает креативные пространства прежде всего как площадки для делового туризма. По её словам, необычные места могут быть дополнением к программе пребывания делового туриста в городе. «Наша задача не только в том, чтобы привлечь на эти площадки деловые мероприятия, наша задача также и в том, чтобы побудить людей, деловых туристов, в первую очередь, к новым поездкам в Санкт-Петербург, сделать так, чтобы приехав однажды, они захотели обязательно вернуться», — считает эксперт.

Что представляют собой нынешние креативные пространства, и какими они должны быть? По словам руководителя Центра прикладной урбанистики Святослава Мурунова, сейчас формируется отдельный вид экономики – создание продукта с высокой добавочной стоимостью на основе креативных компетенций. Эксперт считает, что новый креативный класс заинтересован в развитии городских общественных пространств, которые дают возможность «считывать» запросы аудитории и создавать на их основе новые произведения. Святослав Мурунов считает, что наиболее востребованный продукт креативной индустрии – уникальный. Тем не менее, именно с  уникальностью зачастую возникают проблемы: современные арт-деятели, опираясь на растиражированный принцип «воруй, как художник», часто и охотно используют дизайнерские решения, взятые из результатов поисковых запросов в Google.

Итак, туристы и горожане определённо заинтересованы в появлении новых креативных пространств. Однако без поддержки городской администрации создать такие пространства достаточно сложно, а чиновники, по мнению Святослава Мурунова, не слишком любят подобные проекты. Креативные пространства быстро меняются, их сложно контролировать.  В результате в крупных городах формируется странная форма сосуществования, при которой креативный кластер живёт своей отдельной жизнью, без какого-либо контроля или даже учёта «сверху». Как отметила Евгения Арефьева, администрация поддерживает только «гигантские» проекты, такие, как пространство Новая Голландия, открытие которого  состоялось в августе этого года.

Сами чиновники заявляют, что новые креативные пространства чрезвычайно интересны как объекты для инвестиций. В ходе дискуссии «Креативное пространство возможности для инвестиций. Непростой путь инвестора» первый заместитель председателя Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга Дмитрий Синкин напомнил участникам мероприятия, что современный инвестор, кроме собственно коммерческого девелопмента, выполняет и социальные функции. В их число входит развитие территории.  По мнению чиновника, девелопер заинтересован прежде всего в финансовой отдаче от проекта, которая выражается в высокой арендной ставке и повышенной окупаемости.

Фото:




Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован на сайте. Пожалуйста, заполните все поля, отмеченные *