Урбанистика по-испански: как избавить город от засилья автомобилей

В центре испанского города Понтеведра обычное утро буднего дня, но улицы переполнены людьми, как будто в праздник. Везде прохожие: гуляют с собаками, толкают детские коляски, торопятся на работу и по магазинам или просто сидят и наблюдают за другими людьми.

Наблюдая за происходящим, сложно поверить, что ещё недавно большая часть пространства, по которому сейчас ходят люди, была занята автомобильным потоком или парковками. По словам мэра города, Мигеля Анхо Фернандеса Лореса, город представлял собой «склад автомобилей».  Сейчас из мэри можно услышать голоса людей, а не автомобильные гудки. «Это потрясающе, — говорит Лорес. – Каждый день по этой улице проезжали 14 000 машин!».

Однако изменились не только улицы рядом со зданием мэрии. Невероятно: в результате мер, принятых администрацией города, с 1999 года автомобильный поток в историческом центре Понтеведра уменьшился на 97%. В районах, прилегающих к центру, он снизился на 77%, а во всём городе – на 53%. В результате качество жизни в Понтеведра значительно улучшилось. С 2011 года в городе не произошло ни одной аварии со смертельным исходом. Воздух стал чище, выбросы углекислого газа существенно уменьшились. Если прогуляться по городу, позитивные изменения можно увидеть собственными глазами: дети играют на улице, взрослые прогуливаются, а автомобили – преимущественно грузовики доставки – ездят очень осторожно.

Жители Понтеведра с радостью принимают эти изменения, в результате чего Лорес занимает пост мэра уже в пятый раз.  По его словам, секрет успеха в том, что для успешного функционирования города нужно довольно небольшое количество автомобилей.

Политические изменения

Понтеведра – город с населением 80 000 человек, расположенный в Галисии –области на северо-западе Испании, известной своим дождливым климатом, живописными пейзажами и вкусными морепродуктами. Как и многие европейские города, в ХХ веке Понтеведра был наводнён автомобилями. К концу девяностых годов по улицам ежедневно ездили около 52 000 машин.

Затем пришли перемены. В 1999 политическая партия левого толка, которую возглавлял Лорес, завоевала второе место на муниципальных выборах. При поддержке социалистов, которые заняли третье место, Лорес стал мэром города.

«Люди не глупы, — говорит он. – Они могут не принимать вашу идеологию, но ценить вашу хорошую работу». За 18 лет работы Лорес много сделал для того, чтобы вернуть улицы людям. Он занял свой пост в июле 1999, а к августу исторический центр города уже стал полностью пешеходным. В конце 1990-х годов старые районы Понтеведра находились в тяжелом положении. Несмотря на обилие средневековой и ренессансной архитектуры, они были грязным и опасным местом. Их восстановление вдохнуло в исторический центр города новую жизнь. Постепенно действия новой администрации вытеснили автомобили на городскую периферию.

«Пирамида» вверх ногами

Лорес называл машины «бичом города», однако нельзя считать его действия просто «войной с автомобилями». Он стремился решить проблемы экологии, безопасности и транспортной доступности в городе с помощью единого плана. К примеру, на многих улицах нет физических барьеров, ограничивающих доступ машин. Автомобили доставки или личные машины горожан, стоящие в частных гаражах, могут передвигаться практически где угодно. «Чтобы люди не ездили через город, мы построили  кольцевые магистрали, — поясняет Лорес. – Если вы въезжаете в город с юга, то на юг вы его и покинете».

Цель этой стратегии, усиленной жёсткими правилами парковки в центральных районах – справиться с тем, что чиновники Понтеведра называют «ненужным потоком». Этот поток включает в себя автомобили, едущие через город вместо того, чтоб объехать его, и ищущие место для парковки. Почасовая парковка в центре запрещена, хотя на нескольких бесплатных паркингах можно оставить машину на 15 минут. С другой стороны, бесплатная парковка доступна в гаражах на окраинах, так что люди оставляют машины в пешей доступности от центра города.

Несмотря на кажущееся противоречие этих мер здравому смыслу, они существенно улучшили ситуацию в городе. По официальным данным, теперь люди, которым нужно поехать в центр на машине – например, забрать пожилого человека или отвезти багаж после путешествия – тратят на поездку меньше времени, поскольку пробок на дорогах нет, а машины на временных парковках быстро сменяют друг друга.

Другим важным моментом было изменение транспортных приоритетов, объясняет Лорес. «Мы перевернули пирамиду, — говорит он, — поставив пешеходов на вершину, за ними следуют велосипеды и общественный транспорт, а личный автомобиль – в самом низу». Сейчас подобные идеи в моде, но когда Лорес и его советник по городскому планированию Цезарь Москера начинали работу, всё было иначе. Идеи Москеры берут начало в книге Франческо Тонуччи, автора книги «Город для детей»,  где утверждалась необходимость реструктуризации городов в интересах самых юных горожан.

Сейчас в Понтеведра существуют самые разные виды уличной структуры. Там, где процесс «пешеходизации» более интенсивен, на улицах нет тротуаров, вся их поверхность объединена в одно пространство.  Автомобильное движение на таких улицах запрещено, а немногие машины, которым разрешается заезжать на пешеходные улицы, мирно сосуществуют с толпами пешеходов. На других лицах ширина тротуара позволяет свободно разойтись двум людям с раскрытыми зонтиками, идущим навстречу друг другу. Это особенно актуально из-за дождливого климата. На многих улицах есть выделенная линия для мотоциклов, а все пешеходные переходы подняты над поверхностью дороги, что заставляет машины снижать перед ними скорость и как бы предупреждает водителей, что они вторгаются в зону, предназначенную для пешеходов. Приподнятые переходы удобны для маломобильных групп населения: пожилых людей, инвалидов и людей с детскими колясками. Ключевой аспект такой планировки улиц в том, что она делает многие нарушения правил дорожного движения, такие, как парковка в два ряда, невозможными. Благодаря приподнятым пешеходным переходам по городу невозможно ездить быстрее, чем со скоростью 30 км\ч.

Пешеходное движение в Понтеведра поощряется, а автомобильное – ограничивается. Интересной инициативой в этом отношении является Metrominuto – карта города, на которой показаны расстояния между различными точками города и время, которое придётся потратить на то, чтоб дойти туда пешком. Она имитирует стандартные карты городского метрополитена. Понтеведро – небольшой город, и большинство пеших переходов занимают не более 20 минут. Для того, чтобы сохранить свою компактность, город старается ограничить «расползание» пригородов, поддерживая размещение предприятий малого бизнеса в центральных районах. «На каждой улице есть свой супермаркет, магазин, парикмахерская, прачечная, всё, что угодно, — говорит Лорес. – Вы можете получить всё необходимое, не уезжая далеко».

Может ли модель Понтеведра быть использована в других городах? «Свободного, неконтролируемого и неуправляемого автомобильного потока в городе быть не может», — считает Москера. Лорес согласен, что город должен контролировать этот процесс, но подчёркивает, что нельзя просто скопировать схему развития одного города в другом. «Копировать такие вещи неправильно, схема может не подойти, — говорит он. – Для каждого города нужно разрабатывать индивидуальный план. У каждого города – свой путь развития».

Оригинал статьи: 




Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован на сайте. Пожалуйста, заполните все поля, отмеченные *