Управляющие компании Петербурга ищут способы сэкономить

Как управляющей компании многоквартирного дома избежать убытков в усложнившейся экономической ситуации, когда  квартплата и стоимость услуг растут, а доходы граждан и платёжная дисциплина – падают? Решению этого и других вопросов был посвящен круглый стол «Антикризисный план управдома», состоявшийся в Петербурге 19 февраля.

«В прошлом году всё было радужно, все обсуждали велопарковки и энергосберегающие технологии», — отметил ведущий мероприятия, редактор раздела «Строительство» газеты «Недвижимость и строительство Петербурга» Андрей Некрасов. Однако в изменившихся экономических условиях управляющие компании задумываются совсем о другом: прежде всего, о том, как избежать убытков в условиях общего снижения доходов. Действительно, по словам генерального директора УК «Уют Сервис» Марины Поникаровой, деятельность управляющих компаний всё чаще оказывается убыточной. Одна из причин тому – низкая платёжная дисциплина жильцов, напрямую связанная с негативным отношением к росту тарифов на услуги ЖКХ. «У нас дорожает тепло, электроэнергия, вода, а плата за подметание лестничных клеток,  уборку участка у дома и прочие жилищные услуги остается на том же уровне», — заявил генеральный директор СРО «МежРегионРазвитие» Владислав Воронков. Отношения между собственником, управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией – вот что, по мнению эксперта, необходимо отрегулировать в первую очередь. Негодование жильцов по поводу роста тарифов растёт – хотя есть необходимый минимум, который ресурсоснабжающие организации обязаны предоставить за определённую сумму. Например, тепло и воду никто отключить не вправе.

В отличие от тарифов ЖКХ, услуги, оказываемые управляющими компаниями, не дорожают. Утвержденные администрацией Петербурга расценки на них не растут с 2008 года. В результате конкурсы на право управления многоквартирными домами, проводимые городом, теряют свою привлекательность для управляющих компаний, считает Марина Поникарова. Тем не менее, в ближайшее время не стоит ожидать, что городские власти решат повысить тарифы на управление: недовольство горожан и так значительно. Представителям УК приходится самостоятельно договариваться об увеличении тарифов на собраниях собственников жилья и окупать собственное существование с помощью дополнительных платных услуг. «Мы стараемся максимально открыто преподносить жильцам повышение тарифов, обосновывать его, чтобы они проголосовали за. Нужно максимально подробно объяснять, откуда берется цена. А для повышения собираемости стоит делать процедуру оплаты более удобной – к примеру, через личный кабинет в Интернете», — рассказал участникам дискуссии Андрей Ильичев, директор УК «Пионер-Сервис», дочерней компании ГК «Пионер». В качестве примера дополнительных платных услуг, которые оказывает его управляющая компания, он привёл регистрацию собственности на квартиру, страхование недвижимости, разработку дизайн-проекта и многое другое.

Разумеется, эксперты не обошли вниманием и такую инициативу федеральных властей, как лицензирование управляющих компаний. По мнению многих участников круглого стола, самим УК лицензирование только усложнит жизнь: нужно будет заботиться о том, чтобы лицензия не была отозвана. При этом особые сложности для управляющих компаний создадут жильцы, предпочитающие жаловаться в Жилинспекцию и инициировать судебные процесы, а не налаживать сперва диалог непосредственно с управляющей организацией. Генеральный директор УК «СервисЭстейт» Вадим Ушаков напомнил, что все штрафы УК так или иначе, прямо или опосредованно отражаются на суммах, указанных в квитанциях жильцов. «Вся доходная часть управляющей компании – это плата жильцов по квитанциям, поэтому первично решать проблему необходимо с управляющей компанией, — сказал эксперт. — Если вы один-два раза обратились, а результата нет, тогда можете идти в суд».

В ближайшее время убытков управляющим компаниям не избежать, – резюмировали эксперты. Снизить эти убытки, по их мнению, можно либо повысив тарифы, либо снизив объём предоставляемых жильцам дополнительных услуг. Кроме того, сэкономить можно за счет привлечения сторонних компаний к работе на аутсорсе. Главное, по словам генерального директора УК «ЮИТ Сервис» Аллы Винник, не экономить на инженерном оборудовании, иначе дом останется без света и тепла.

В качестве дополнительной статьи дохода для управляющей компании эксперт предложила возможность сдавать фасады домов под рекламу. По её словам, в некоторых домах управляющая компания организовала видеонаблюдение в подъездах именно за счёт «рекламных» денег.  Кроме того, по словам председателя Совета некоммерческого партнерства «Городское управление домовладельцев» Николая Питиримова, в старых домах есть возможность значительно сэкономить на оплате счетов, модернизировав систему освещения и отопления. Если жильцы соглашаются заплатить за обновление оборудования, их затраты потом окупаются за счет снижения оплаты за услуги. По подсчетам эксперта, модернизация системы освещения окупается примерно за 1,5 года, установка автоматизированных пунктов отопления – за 3,5 года.

 




Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован на сайте. Пожалуйста, заполните все поля, отмеченные *