Управление городами: уроки для будущих урбанистов

Понимание того, что представляют собой механизмы позитивного развития крупных городов – лишь первый шаг, считает Рольф Алтер, директор Департамента общественного управления и территориального развития  Организации экономического сотрудничества и развития. Важно понять, как достичь нужного результата.

Осознавать недостатки того или иного места и причины, по которым одно место лучше другого, несложно по сравнению с поиском способов исправить ситуацию. Процесс трансформации неизбежно требует времени и инвестиций из множества источников. Зачастую, вопрос заключается не в том, что нужно сделать, а в том, как. На практике у городов, вставших на путь трансформации, много общего: например, у Касселя и Лейпцига в Германии, Монпелье и Лилля во Франции, и многих других.

Конечно, как показывает эксперт по городскому развитию Чарльз Лэндри, прежде всего нужны амбиции и вдохновляющие примеры, на которых можно учиться. Многие города, такие как Копенгаген, Мальмё, Роттердам и Фрейбург, получили награду Академии урбанистики и привлекли многочисленных посетителей, которые восхищаются их набережными, восстановленными зданиями и интегрированной транспортной системой. В Великобритании такие примеры пока редки, однако в Манчестере и Шеффилде сейчас восстанавливаются городские центры, так что районы, которых люди прежде избегали, теперь снова становятся привлекательными для жизни.

Как отмечает Лэндри, с самыми большими трудностями сталкиваются так называемые «города третьего уровня», не столь известные за рубежом, такие, как Эйховен в Голландии. Впрочем, они тоже могут измениться, задействуя значительную часть своих ресурсов и применяя творческий подход. Его девиз – «думай о большом и начинай с малого».

Доклад, который представила компания URBED администрации премьер-министра Великобритании на Урбанистическом саммите, основан на исследовании 24 больших и маленьких городов. В нём выделяется пять простых шагов для начала городской трансформации.

  1. Поддержание импульса
  2. Организация инвестиций
  3. Проведение поэтапной стратегии
  4. Заключение соглашения
  5. Разработка видения

К сожалению, интерес к «городскому возрождению» скоро угас, а вместе с ним и идея обмена опытом и наращивания потенциала. Правительства государств не слишком хорошо реализуют сложные стратегии. Однако нынешние организационные изменения, когда города объединяются, чтобы заявить о снижении государственного финансирования, могут стать ключом для старта знаковых проектов. Решения проблем лежат в создании долгосрочных программ.

В докладе ОЭСР перечислены множество примеров, из которых снова можно вывести пять шагов, необходимых для обеспечения городских трансформаций, на этот раз более конкретных, чем предложенные URBED.

  1. Мотивирование сотрудничества путем создания крупных городских проектов
  2. Вовлечение в городские проекты крупных собственников
  3. Обеспечение надёжных источников финансирования городских проектов
  4. Разработка стимулов и компенсаций за участие в городских проектах
  5. Внедрение долгосрочного процесса мониторинга и оценки городов

Опрос, охвативший 263 области с населением не менее 500 000 человек, выявил большое разнообразие форм сотрудничества, в более чем половине случаев – неформальных. Таким образом, слишком много времени тратится на приведение структуры в порядок. Ключевым фактором является доступ к государственному финансированию, вот почему проекты Франции, с её 36 000 муниципалитетов, работают отлично. Примечателен пример Лилля, который из промышленно отсталого города стал лауреатом премии «Европейская культурная столица» 2004 года.

Наиболее интересны для урбанистов, пожалуй, примеры Копенгагена и Франкфурта, которые занимают первые мест в рейтинге лучших мест для жизни и работы. Путешествуя в течение недели из Майнца в Карлсруэ, Штутгарт и Тюбинг, трудно не отметить высокий уровень работы германской транспортной системы. Однако, к примеру, в Штутгарте, где транспортные расходы в наибольшей степени порываются за счёт оплаты проезда, транспортная система на 41% финансируется федеральным правительством. Быстрые, частые и дешёвые поезда переполнены, что создаёт дополнительную нагрузку на дороги.

Показатели успеха городского развития – не только увеличение населения, но и создание новых рабочих мест и рост уровня дохода горожан. Сравнительное исследование ОЭСР в Амстердаме, Гамбурге, Манчестере и Стокгольме подчеркивает важную роль, которую местное руководство играет в налаживании партнерских отношений. Сэр Говард Бернштейн, исполнительный директор городского совета Манчестера, называет это «терпением ради долгосрочной перспективы», которое требует «управления отношениями». Манчестер сумел вернуть контроль над местными инвестициями, но расходы городского бюджета в 22 млрд фунтов в год превышают налоговые поступления, составляющие 17 млрд фунтов. Примеры таких городов, как Турин, который воссоздал свою экономику после значительной потери рабочих мест, или Вены, где городской совет конкурирует с частными предпринимателями, чтобы удерживать арендную плату за счет продажи земли кооперативам, показывает, как города могут вводить новшества даже тогда, когда они контролируют только часть доступных финансов. Значение сильной местной экономики в создании больших мест усиливает важность понимания того, как города используют свое влияние для мобилизации частных инвестиций.

Исторические, географические и культурные различия затрудняют копирование моделей городского развития и порой даже не дают учиться на чужом опыте. Нет нужды искать некое единственное верное организационное решение. Вместо этого нужно стремиться использовать энергию и знания тех, кто находится ближе всего к земле, а не ограничивать их финансовыми и другими правилами, как это было сделано в Великобритании.

Города учатся наилучшим образом, решая общие проблемы, поэтому такие факторы, как количество населения или экономические функции кластеров чрезвычайно важны. В настоящее время есть множество сравнительных данных, которые можно использовать для оценки производительности и установления целевых показателей дальнейшего развития. Так, к примеру, интеграция транспорта и пространственного планирования может значительно способствовать быстрому росту и развитию городской системы.

Оригинал статьи:




Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован на сайте. Пожалуйста, заполните все поля, отмеченные *