Тротуар или проезжая часть – что безопасней для велосипедиста?

Где удобнее и безопаснее ездить на велосипеде – по тротуару или проезжей части?  Оба варианта имеют авторитетных сторонников и противников, которые приводят в пользу своего мнения весьма веские доводы.

Так, главный редактор журнала Rolling Stone Александр Кондуков считает, что передвигаться на велосипеде по проезжей части безопаснее. На первый взгляд это кажется нелогичным, однако нужно помнить, что качество асфальта на проезжей части обычно выше, чем на тротуаре. Кроме того, едущий по дороге велосипедист, знающий и соблюдающий ПДД – это предсказуемый, а значит, безопасный участник дорожного движения, к которому автомобилисты понемногу приучаются относиться спокойно. «С точки зрения экономии нервов лучше ездить так же, как и автомобилисты, показывая направление своего движения руками», — уверен Александр Кондуков.  На тротуаре же, по мнению главреда Rolling Stone, велосипедист превращается в «непонятного пешехода, забравшегося на железное устройство на двух колесах». Архитектор Иван Иванов также считает, что безопасность тротуара для движения на велосипеде – мнимая. Велосипедист может, к примеру, попасть под машину, выезжающую со двора, просто потому, что он не вписывается в привычную модель действий водителя автомобиля. Единственное место, по мнению архитектора, где ездить на велосипеде по проезжей части не стоит – это крупные магистрали: от автомобиля, который перестраивается на большой скорости в правый ряд, никто не застрахован.

Впрочем, многие петербургские велосипедисты не согласны с таким мнением. Даже наличие выделенной полосы не делает движение на велосипеде по проезжей части более безопасным. Так, фотокорреспондент Павел Семёнов, известный в соцсетях под ником paaladin, опубликовал в своём ЖЖ фоторепортаж о том, насколько петербургские автомобилисты соблюдают запрет на проезд по «выделенке». «Ведь если велосипедистам стало безопасно передвигаться там, где они обязаны ездить, то значит и тротуар освободится от нарушителей, а это значит, что я смогу наконец-то безопасно ходить там с детьми, не выдёргивая их из под колёс велолюбителей каждую минуту», —  пишет блогер. В качестве примера для неофициальной проверки была взята недавно обновлённая разметка на проспекте Медиков и Кантемировском мосту, которая предусматривала выделенную полосу движения. Напомним: согласно ныне действующим ПДД, пользоваться такой полосой могут велосипеды и таксомоторы, всем остальным за выезд на «выделенку» в Петербурге и Москве полагается штраф в 3000 рублей.

Выяснилось, что значительное количество велосипедистов по-прежнему предпочитают тротуар. Причниа очевидна: за время наблюдения Павел Семёнов смог заснять больше десятка автомобилей с «особыми» номерами, которые, невзирая на разметку, на большой скорости по выделенной полосе обгоняли поток. Создание «выделенки» сказалось на благополучии велосипедистов скорее негативно, делает вывод блогер. Прежде они могли ехать через Кантемировский мост по широкому правому ряду бок о бок с автомобилями. Тогда в случае ДТП, при собственной скорости велосипедиста, приблизительно равной 30 км\ч и скорости автомобиля около 50-60 км\ч, человек с большей вероятностью получал несмертельный удар. Сейчас же по «выделенке» ездят те, кто нарушает ПДД, и их скорость составляет более 90 км\ч, что, конечно, куда более опасно для незащищённого велосипедиста.

О возможных способах решения проблемы журналисты портала «лахта-центр.рф» спросили советника вице-губернатора Петербурга по развитию велоинфраструктуры Дарью Табачникову. По её мнению, обезопасить петербургских велолюбителей на дорогах смогут камеры и проверки. «Выделенные полосы и тротуары, по которым с недавнего времени можно ездить велосипедистам – это неплохое компромиссное и временное решение», — считает Дарья Табачникова.

Блог velonation привёл девять основных ситуаций, в которых езда на велосипеде по тротуару однозначно предпочтительнее, чем по проезжей части. Во-первых, тротуар – это обычно выбор новичков в езде по городу. Во-вторых, в крупных мегаполисах есть значительное количество крупных магистралей, движение по которым на велосипедах запрещено: КАД, дороги, ведущие в тоннели и на эстакады, и многие другие. В-третьих, перейти на тротуар необходимо в случае улицы с односторонним движением: ездить по встречной велосипедистам запрещено точно так же, как и автомобилям. В-четвёртых, если тротуар пуст и велосипедист никому не помешает – почему бы не воспользоваться удобным маршрутом? В-пятых, зона для пешеходов однозначно более предпочтительна, если вы едете на велосипеде ночью или – в-шестых – в ливень. Седьмой аргумент «за» тротуар – страх велосипедиста: испуганный человек не всегда может адекватно и быстро оценить ситуацию, что при езде рядом с потоком автомобилей жизненно необходимо. Восьмая ситуация, в которой велолюбителю настоятельно рекомендуется перебраться на тротуар, а лучше вообще слезть с велосипеда – плохое самочувствие, например, из-за перегрева на солнце. И, наконец, девятый аргумент в пользу тротуара для велосипедиста – пробка на проезжей части, настолько плотная, что даже на велосипеде не протиснуться.

«Лучшая возможная забота о велосипедистах со стороны городского правительства — это создание специальной велосипедной инфраструктуры — велодорожки, велополосы, парковки, развитие общественного проката», — считает Дарья Табачникова. На данный момент активисты общественного движения «Велосипедизация Петербурга» готовят выпуск ряда материалов о преимуществах использования велосипеда в мегаполисе и опыте организации велоинфраструктуры в европейских городах.

Фото:




Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован на сайте. Пожалуйста, заполните все поля, отмеченные *