Современная петербургская архитектура «догоняет» классику

Большинство туристов едет в Петербург прежде всего за архитектурой. Классицизм и барокко Невского проспекта, пышность дворцов и особняков, строгость Васильевского острова, завораживающая мрачноватая витиеватость Петроградской стороны — но, как и любой другой город, Петербург живет и меняется. Рядом с имперской роскошью давно успешно сосуществует и советский конструктивизм, и современные эклектичные шедевры. Тем, кто разбирается в современной архитектуре, интересно не только познакомиться с великими образцами прошлого, но и понаблюдать, как вписались в городскую панораму не менее выдающиеся образцы настоящего.

Модернизм изнутри

Наиболее ярко современные тенденции проявляются во внешнем облике деловой архитектуры Санкт-Петербурга.  Одно из веяний современной петербургской архитектурной моды — перекрытие внутренних дворов зданий и организация в них модных атриумов. Таким образом создано немало  деловых и торговых комплексов в Северной столице. Одной из первых подобных построек стал бизнес-центр «Атриум» на Невском проспекте, спроектированный еще в 1997 году.  А в 2010 году недалеко от Исаакиевского собора появился бизнес-центр Quattro Corti. Автор проекта — итальянский архитектор Франческо Фреза. Он умело скрыл за историческими фасадами старой части города современные внутренние дворы с причудливым остеклением в стиле хай-тек.

Quattro Corti

Деловые красоты

Атриумы организуются за классическими фасадами, не влияя на исторический облик города, и оценить новаторство их архитекторов чаще всего можно только изнутри.  В то же время множество современных зданий в городе возводится с нуля. Именно они создают новое архитектурное настроение в городе на Неве. Яркий пример тому — бизнес-центр «Бенуа» на Свердловской набережной, построенный по проекту архитектора Сергея Чобана. В 2009 году он попал в Книгу рекордов Гиннесса благодаря уникальному декору фасада здания: его витражи украшены изображениями эскизов театральных костюмов, которые Александр Бенуа создавал к балетным сезонам Дягилева.

Бенуа

Еще одно архитектурное творение Сергея Чобана в соавторстве с другим знаменитым современным архитектором Евгением Герасимовым — деловой комплекс «Санкт-Петербург Плаза» на Малоохтинском проспекте. Строгий деловой комплекс из стекла и металла, выдержанный в стиле современной европейской архитектуры, «Санкт-Петербург Плаза» весьма органично мог бы вписаться в панораму Стокгольма или Берлина.

Плаза

Другой массивный комплекс на архитектурной карте современного Петербурга также принадлежит тандему Чобана и Герасимова. В Пулково, недалеко от обновленного аэропорта, недавно завершилось строительство конгрессно-выставочного комплекса «Экспофорум», где теперь проводятся важнейшие деловые и выставочные мероприятия Санкт-Петербурга, в том числе и ПМЭФ (Петербургский международный экономический форум).  «Экспофорум» сегодня считается одним из самых больших в мире выставочных и конгресс-центров. Он расположен в 10 минутах езды от аэропорта «Пулково». На одной территории площадью 56 гектаров, разместилось 100 тысяч квадратных метров выставочных площадей, конгресс-зал на три тысячи зрителей, отели Hampton by Hilton St.Petersburg Expoforum и Hilton St.Petersburg Expoforum. Оба отеля рассчитаны на путешественников, которые приезжают в Санкт-Петербург по работе, на отдых и для участия в выставках, проходящих в «ЭкспоФоруме».

Экспофорум

Высотная часть конгресс-центра, гостиницы и два бизнес-центра объединены и выведены на первую линию застройки плавной дугой – это главный фасад всего «Экспофорума», выходящий на автостраду. Перпендикулярно к фасаду выстроились залы конгресс-центра и выставочные павильоны, объединенные общим пассажем с волнистой кровлей, в которой расположены круглые световые фонари. Особый шарм фасадам павильонов придает фотопечать на керамических панелях с изображением видов Санкт-Петербурга. Отличительной особенностью архитектуры «Экспофорума» стал янтарный цвет фасадов.

Новый терминал аэропорта «Пулково» — плод недавних трудов архитектурного бюро Николаса Гримшоу. По общему настроению он скорее мог бы соответствовать азиатскому размаху, а не северной петербургской строгости. Однако четкие геометрические формы сводов нового терминала достаточно органично вписываются в общую концепцию восприятия современного Петербурга главного делового центра на северо-западе России.

Пулково терминал

Современное лицо жилой архитектуры

Жилая архитектура Санкт-Петербурга выглядит не менее эклектично, нежели деловая. Здесь практически бок о бок существуют старые дома XIX века, постройки с суровыми дворами-колодцами, пресловутые огромные и несуразные дома-корабли, привычные панельные многоэтажки. Но в последние годы в городе стало появляться все больше современных жилых комплексов, каждый из которых на деле оказывается сложным архитектурным шедевром. И эту тенденцию можно считать более чем позитивной: ведь такие постройки проектируют как «штучный» товар, стараясь вписать их в общую атмосферу. Достаточно, например, посмотреть на многофункциональный  комплекс «Ковенский, 5», расположенный недалеко от метро «Площадь Восстания».

Ковенский 5

Проектировал его уже упомянутый Евгений Герасимов. И хотя здание выстроено в стилистике модернизма, ему смогли придать едва заметный буржуазный лоск, благодаря чему постройка органично вписывается в общее архитектурное окружение. Еще один интересный пример — жилой комплекс архитектурного бюро «Витрувий и сыновья», построенный на Петроградской стороне в 2013 году. Запоминается он контрастирующими с общим массивом здания верхними стеклянными этажами, а также пестрым внутренним двором с разноцветными стеклами.

Сейчас современные архитекторы часто бросают вызов шедеврам мастеров прошлого. Иногда слишком смело, иногда не слишком умело — и ценителям остается лишь тяжело вздохнуть. Разумеется, сегодняшним монументальным конструкциям из стекла и бетона сложно превзойти по красоте и изяществу творения Растрелли, Трезини, Росси или Баженова. Однако стремиться к тому, чтобы гармонично дополнить облик одного из красивейших городов мира, все-таки стоит. А скептикам следует помнить, что движение вперед невозможно без экспериментов. Именно сочетание стилей и диалог эпох постепенно становится архитектурным «лицом» Петербурга.

 




Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован на сайте. Пожалуйста, заполните все поля, отмеченные *