«Социальная начинка» деловых центров

Новые тенденции в градостроительной политике диктуют новые требования к торговым и офисным центрам. Особое внимание в последнее время уделяется развитию общественных пространств, интегрированных в проекты коммерческой недвижимости. Именно Москва стала «законодательницей моды» в этом направлении, Петербург же, судя по амбициозным планам Газпрома, хочет стать лидером в развитии общественно-полезных площадей.

Любой владелец торговых и офисных помещений заинтересован, чтобы посетители проводили в них максимальное количество времени. Именно эта проблема решается с помощью организации общественных пространств. Фактически они не связаны с коммерческой деятельностью напрямую: это могут быть детская площадка, фонтаны, спортивный парк, площадка для проведения ярмарки выходного дня и т.д. Наличие таких зон придает деловому или торговому центру качественно новый уровень, интегрирует его в городскую среду, дает дополнительные преимущества по сравнению с конкурентами.

 «Мегаполису нужны площади, где протекает публичная жизнь, жители имеют возможность свободного общения, происходит обмен информацией, в том числе и деловой. Если такого пространства нет, то город не может органично развиваться», — считает Руководитель проектного направления Центра стратегических инициатив «Северо-Запад» Эдуард Бозе.

«Там, где в «проектный пакет» заложены развитая инфраструктура и красивая ухоженная территория, гораздо легче и дешевле создать точку притяжения, которая усилит коммерческую привлекательность делового центра», — уверен исполнительный директор ОДЦ «Охта» (реализует проект «Лахта центр» в Петербурге) Александр Бобков.

«Как правило, общественные зоны занимают не более 5-10% от площади участка застройки, — поясняет архитектор Юлий Борисов. – При этом речь идет о территориях, которые в любом случае не используются девелопером под строительство – участках непосредственно перед объектом или между его корпусами. Обустройство этих зон приводит к удорожанию бюджета проекта на 3-4%, однако востребованность реализованного объекта со стороны арендаторов и инвесторов полностью покрывает эти расходы»

Среди наиболее ярких и успешных реализованных проектов в Москве, где гармонично сочетаются бизнес- и общественная составляющие, можно назвать торговый центр РИО на Дмитровском шоссе. Там разместился крупнейший в России океанариум.  Также можно выделить торговую зону под деловым комплексом «Москва-сити», где посетителям доступны торговые и развлекательные зоны, рестораны и общественные пространства, одно из которых украшает большой фонтан, струя которого устремляется ввысь почти на сто метров. Интересные концепции обустройства общественных пространств реализованы в деловом доме DOMINO и бизнес-центре «Фабрика Станиславского». В каждом из них сквер с ландшафтным дизайном или площадь представляют собой как бы продолжение объекта. Другой интересный проект — БЦ «Белая Площадь» на Белорусской. Между четырьмя корпусами офисного комплекса пролегают прогулочные зоны, которые сходятся в благоустроенной площади с красивым фонтаном.

В Петербурге лидером организации общественных пространств, похоже, станет «Лахта центр». Неслучайно его идеологи изначально позиционировали объект как общественно-деловой центр. При этом акцент был поставлен именно на общественную, социальную составляющую комплекса. Так, в «Лахта центре» основой будущего общественного пространства станет научно-образовательный комплекс «Мир науки», созданный в сотрудничестве с ведущими вузами. Будет центр занимательной науки для детей, инновационный центр для старших. Частью комплекса станут и общегородские общественные зоны — променад и амфитеатр со спуском к Финскому заливу, большой сквер с арт-объектами.

«Безусловно, общественный центр не даст моментального экономического эффекта. Но мы уверены, что вокруг этого ядра естественным образом будет развиваться коммерческая активность — от детских магазинов и кафе до кинотеатров и туристических бюро», — заявил исполнительный директор ОДЦ «Охта» Александр Бобков.

Включение общественных зон в проекты коммерческой недвижимости, безусловно, является позитивным трендом, который не только преображает архитектурный облик, но и делает жизнь горожан более комфортной.

«Людям необходимо вернуть город, а именно вернуть ощущение того, что у них есть право на город, коллективное, а не частное. Обществу очень плохо, когда в нём нет граждан, озабоченных какими-то другими вопросами, кроме приватных. Поэтому и нужны общественные пространства. Но большие, чем просто досуг, большие, чем просто потребление, глазение, выпивание кофе. Такие, где есть забота о коллективных интересах», — считает социолог и исследователь городских пространств Олег Паченков.

Как показывает европейский опыт, синергия общественного и делового пространства является лишь первым шагом в развитии города. Вслед за ним появляется потребность в создании естественных ландшафтов – зарослей, «диких» парков, где удовлетворяется естественное желание ощутить близость к природе.

Юрий Бровко




Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован на сайте. Пожалуйста, заполните все поля, отмеченные *