Саммит «Пригород»: рынок малоэтажного строительства в поисках антикризисных стратегий

25-26 ноября в Петербурге состоялся саммит «Пригород. Бремя решений», посвящённый проблемам городского и пригородного малоэтажного строительства.

В число основных тем дискуссий саммита вошло обсуждение нового Земельного кодекса и последствий его введения. Эти последствия весьма актуальны как для чиновников, так и для представителей бизнеса: и тем, и другим придётся отныне учитывать новую нормативную базу с изменившейся ролью местных генпланов и ПЗЗ, решать неизбежно возникающие проблемы с регистрацией и налогообложением. Дополнительное воздействие на рынок оказал и приказ Минэкономразвития о видах разрешённого использования участков: так, например, с 2017 года построить на участке, предназначенном для личного приусадебного хозяйства, жилой дом будет уже невозможно: его не зарегистрируют в Росреестре, равно как и дачу, построенную там, где раньше была пашня. Основной задачей целого ряда дискуссий саммита стала выработка новых стратегий, позволяющих всем заинтересованным сторонам найти компромисс в рамках новой правовой реальности.

Особое внимание экспертов, разумеется, привлекли грядущие изменения в генпланах Петербурга и районов Ленобласти, которые окажут серьёзное влияние на процесс развития единой агломерации. По словам директора института «Урбаника» Антона Финогенова, на данный момент эта агломерация практически не признаёт административных границ, развивается экстенсивно по законам рынка и весьма слабо поддаётся попыткам регулирования.  Кроме того, петербургская агломерация неоднородна: в неё входят районы с различными типами застройки и различной функцией. Её основные точки роста, по словам Антона Финогенова, расположены на северо-востоке, преимущественно в районе Всеволожска. Кроме того, эксперт отметил дисбаланс развития жилищного строительства в различных районах агломерации: на данный момент жильё наиболее активно строится в районе Бугров и Новодевяткино. Как считает Антон Финогенов, в ближайшее время в Ленобласти можно будет наблюдать спрос на новые функции: что угодно, только не жильё. Координация строительства жилья и развития транспорта, скорее всего, станет более жёсткой, как в Петербурге, где, по словам эксперта, «всё очень жёстко, вертикально и иерархично».

В ходе второго пленарного заседания саммита эксперты уделили внимание транспортному развитию Ленобласти. Как отметил модератор дискуссии, главный редактор журнала «Пригород» Дмитрий Синочкин, сейчас администрация Ленобласти обсуждает возможность строительства линии легкорельсового транспорта от Сертолово до станции метро «Проспект Просвещения». На данный момент, по его словам, уже разрабатывается предпроект новой линии. Финансирование ЛРТ планируется осуществлять на основе государственно-частного партнёрства, однако необходимо помнить, что любой разумный инвестор примет участие в подобном проекте только при условии гарантии достаточно мощного пассажиропотока в выбранном направлении.

«Мы не видим сегодня возможности справиться с развитием транспортной инфраструктуры без специальной федеральной программы по развитию транспортного сообщения между Санкт-Петербургом и Ленобластью с конкретным, понятным и большим финансированием. Пока нам отвечают, что на это денег нет. Такие проекты, как ЛРТ нуждаются не только в частных инвестициях, но и в государственных», — заявил вице-губернатор Ленинградской области Георгий Богачев.

Одной из основных тем пленарного заседания были общие тенденции на рынке загородной недвижимости.  Генеральный директор УК «ПулЭкспресс» Андрей Бочков заявил участникам дискуссии, что популярность коттеджей у покупателей сейчас пошла на убыль: застройщики столкнулись с нежеланием и неготовностью собственника  обслуживать собственный дом. На данный момент, по словам эксперта, в Ленобласти всё более популярным становится малоэтажное домостроение.  Руководитель КЦ «Петербургская Недвижимость» Ольга Трошева добавила, что сейчас на загородном рынке в целом наблюдается снижение активности при условии повышенного спроса на участки без застройки.

От количественных показателей рынка эксперты перешли к качественным характеристикам конкретных объектов. В частности, эксперты обсудили тему востребованности европейской архитектуры и планировок при организации жилой среды. По мнению Дмитрия Синочкина, компании, которые предлагают более качественный продукт, быстрее выйдут из кризиса – или не выйдут из него вообще, поскольку слишком дорогие проекты могут перестать продаваться. Впрочем, как отметил  директор по маркетингу УК «Новоселье» Вадим Карасев, от европейских стандартов в жизненно важных вопросах, таких, как безопасность, никто не собирается отказываться.

Давая комментарии в перерыве, Вадим Карасёв отметил также востребованность качественных общественных пространств как в Петербурге, так и в Ленобласти. «В Петербурге уже существует сложившаяся застройка, так что там сложно организовать общественные пространства так, как это реально хотелось бы и как это было бы удобно – сказал эксперт – В области, даже рядом с городом, намного больше степеней свободы… кроме того, на окраинах города есть перспектива для крупных инвестиционных проектов, таких, как «Лахта центр» или «Балтийская жемчужина», например, потому что только там для этого и есть ещё свободные места. Безусловно, только там они и могут быть. Надеюсь, что такие проекты сыграют свою роль и дадут толчок тем территориям, на которых они находятся».

Обсуждение темы текущего состояния рынка эксперты продолжили и на второй день саммита. По мнению Дмитрия Синочкина, основная антикризисная стратегия, которая позволит предпринимателям удержаться на плаву – ориентация на потребности клиента, причём не сегодняшние, а «завтрашние», с расчётом на перспективу. С этим мнением согласился и генеральный директор Knight Frank SPb Николай Пашков. По его словам, сейчас сфера продажи коттеджей понемногу превращается в сферу продажи участков без подряда. «Работа в элитном сегменте становится рискованной — требования клиентов разнообразны, и сложно угадать, какой проект будет ликвидным. В этом сегменте рынок может качнуться в сторону продаж участков с подрядом, где проект будет адаптироваться под нужды конкретного интересанта» — заявил эксперт. Способ снизить риски предложил Андрей Бочков: по его мнению, в создавшихся условиях обеспечить стабильный спрос можно с помощью диверсификации – расширения спектра предложений, наличия различных ценовых категорий и локаций объектов.

Хотите купить поддержанный авто в хорошем состоянии в Донецкой области? Ознакомьтесь с предложениями на сайте www.evende.ua/transport/legkovye-avtomobili/donetskaya-obl/. Здесь представлено огромное количество предложений от частных лиц по продаже авто.



Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован на сайте. Пожалуйста, заполните все поля, отмеченные *