Рынок апартаментов: тон задаёт потребитель

В нынешней непростой ситуации на рынке недвижимости новые и малоизвестные форматы, такие как апартаменты, зачастую ускользают от внимания аналитиков. Тем не менее, сейчас, по оценкам экспертов,  апартаменты остаются наиболее развивающимся сегментом на первичном рынке жилья. Такой формат выгоден и для девелопера, и для покупателя: первый получает возможность строить жильё без дополнительных затрат, второй – более дешёвую жилплощадь и расширение возможностей по форматам её использования.

Развитию рынка апартаментов в Петербурге был посвящён деловой завтрак BestBreakfast «Апартаменты как сегмент рынка: что изменилось за год», состоявшийся 28 января. В нём приняли участие ведущие эксперты рынка недвижимости и руководители ведущих петербургских девелоперских компаний.

На данный момент апартаменты составляют 22% объёма предложения по жилой недвижимости в Москве и только 2% — в Петербурге, сообщила руководитель отдела продаж комплекса апартаментов AVENUE-APART. По её словам, недвижимость этого формата можно разделить на несколько видов. Первый из них – апартаменты для сдачи в аренду. Среди петербургских проектов к их числу можно отнести проекты Vertical, Docklands, Salut, Avenue-Apart. Кроме того, существуют апартаменты для собственного проживания, такие, как «5 элемент»,                                  «Конюшенная площадь», «Монферран», Сrystal, «1 Линия» в Комарово. Обычно это объекты премиум-класса, расположенные   в центре Петербурга или за городом. Третий тип апартаментов – так называемое «псевдо-жильё». К этой категории можно отнести московские кварталы, застроенные жилыми домами без социальной инфраструктуры.

На данный момент в Санкт-Петербурге известны 35 проектов апартаментов всех трёх типов, из них 20 – уже в продаже, 4 – «на паузе» и 11 находятся на стадии «прожекта». Более 50% сделок в этом сегменте – инвестиционные, причём большинство инвесторов намерены сдавать купленную жилплощадь через управляющую компанию.

Рынок апартаментов на данный момент переживает те же проблемы, что и другие сегменты. Число покупателей сократилось, что заставляет застройщиков существенно пересмотреть имеющиеся приоритеты и предложения. Кроме того, беспокойство внушают законодательные инициативы московского правительства, запрещающие использовать апартаменты в качестве мест постоянного проживания. В Петербурге законодательных актов, ограничивающих развитие апарт-формата, пока нет, но разговоры об их возможном принятии, по словам экспертов, уже ведутся.

Ещё одна проблема апартаментов состоит в их относительной новизне: этот формат, по словам участников дискуссии, понятен только тем, кто занимается недвижимостью, но не рядовому покупателю. Часто отделам продаж строительных компаний приходится тратить много времени, чтобы объяснить горожанам, что такое апартаменты, в чём состоят их особенности и преимущества, а также чем этот форма отличается от обычного жилья. Кроме того, известны случаи, когда недобросовестные продавцы предлагали людям квартиры без прописки, выдавая их за апартаменты.

Какие территории Петербурга наиболее перспективны для создания проектов апарт-формата? По мнению заместителя руководителя департамента оценки Института проблем предпринимательства Алексея Шаскольского, шанс для апартаментов – «серый пояс» промзон Петербурга. В силу законодательных ограничений там нельзя строить многие объекты социальной инфраструктуры, таких, как детские сады и школы, а создание апартаментов в бывших промзонах было бы выгодно и инвесторам, и городу, считает эксперт.

Участники дискуссии постарались описать обобщённый портрет покупателя апартаментов и сформулировать требования, которые этот покупатель обычно предъявляет к объектам недвижимости. Руководитель проекта «Салют» Сергей Ногай отметил, что 25% людей, приобретающих апартаменты – жители регионов. Для них важны, прежде всего, услуги: они ожидают, что уровень сервиса в апартаментах будет приближен к гостиничному. Впрочем, генеральный директор сети апарт-отелей YE’S Александр Погодин считает, что покупатели зачастую сами не знают, чего хотят от жилплощади. Так, например, люди часто покупают жильё без отделки, считая, что сами сделают ремонт качественнее и дешевле. Для того, чтобы люди отошли от советских стереотипов и приняли формат жилой недвижимости с отделкой и меблировкой, нужно время, заявил эксперт.

В изменившихся условиях рынка тон задаёт потребитель – к такому выводу пришли специалисты рынка недвижимости, подводя итоги дискуссии. Причина тому – усилившаяся конкуренция. Тем не менее, петербургские застройщики, реализующие апарт-проекты, настроены в целом оптимистично, рассчитывая на неоспоримые конкурентные преимущества, дающие формату апартаментов реальные шансы на дальнейшее развитие.




Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован на сайте. Пожалуйста, заполните все поля, отмеченные *