Покупатель жилья пока не готов платить за качественную архитектуру

Петербург стремительно меняется, и в центре внимания специалистов по архитектуре и градостроительству всё чаще оказываются не всемирно известные ансамбли, а городская среда, которая формируется в новых кварталах. Как достичь компромисса между эстетикой, комфортом и интересами строительного бизнеса? На что ориентируется современная архитектура, как она отвечает потребностям горожан? Во что превратится город спустя несколько десятков лет? На эти и другие вопросы петербургские архитекторы и девелоперы постарались ответить в ходе делового завтрака «Новый Петербург. Архитектор и девелопер: баланс между массовым спросом и городской эстетикой», который состоялся 17 мая.

Интерес участников дискуссии вызвал доклад руководителя «Архстудии»
Геннадия Соколова, который представил архитекторам и девелоперам проект развития окраин Петербурга по аналогии с застройкой Новой Москвы. Архитектор сделал акцент на развитии территории, прилегающей к Финскому заливу, предложив насыпать в акватории цепочку островов. По замыслу Геннадия Соколова, новые острова соединит скоростная магистраль и линия метрополитена. Самый большой из намывных островов планируется условно назвать «Силиконовым». Там могут разместиться экологически чистые высокотехнологичные производства, что поможет решить проблему переноса из центра Петербурга и «серого пояса» крупных промышленных конгломератов. На соседних островах будет располагаться жильё для работников предприятий, парк и аэропорт. Общая площадь намывных территорий, согласно планам архитектора, составит около 4700 га.

Об основных направлениях городского развития в обозримом будущем рассказал также сооснователь Центра прикладной урбанистики Борис Юшенков. Он считает, что основными факторами изменений современных городов станут развитие искусственного интеллекта, появление новых источников энергии и создание прямого интерфейса между компьютером и человеческим мозгом. Через тридцать лет именно эти факторы приведут к трансформации транспортной системы и появлению коптеров, способных поднять человека. Такие коптеры, летающие на автопилоте, станут основным видом общественного транспорта наряду с электротакси. Из города в город можно будет путешествовать с помощью hyperloop — поезда, движущегося в вакуумной трубе со скоростью больше 1000 километров в час. Такой поезд станет альтернативой самолетам, а потом и полностью их заменит. В результате развития транспортной системы преимущества городов, по мнению Бориса Юшенкова, постепенно сойдут на нет. Общественному транспорту на основе каршеринга не нужно будет большое количество улиц. Компактное проживание — один из основных плюсов города — также потеряет актуальность: для подключения к сетям жить компактно будет не нужно.

Возвращаясь от утопических проектов будущего к проблемам настоящего, участники дискуссии подняли вопрос о востребованности качественной архитектуры у современного потребителя. Эксперты считают, что покупатели квартир все больше начинают ценить продуманную жилую среду. Девелоперы, по словам  технического директора «Эталон ЛенСпецСМУ» Юрия Бородина, жёстко ограничены требованиями рынка, а также ожиданиями владельцев земельных участков, которые заинтересованы в том, чтобы продать землю как можно дороже.

Кроме того, сам потребитель пока не готов платить за архитектуру своего жилья, обращая внимание преимущественно на квартирографию и локацию. Юрий Бородин считает, что начать изменения нужно с законодательного уровня и параллельно проводить информационную подготовку людей к восприятию качественной архитектуры. На данный момент, как считает директор по маркетингу Холдинга RBI Михаил Гущин, потребитель сам не представляет, чего хочет от своего будущего жилья, и вынужден иметь дело с уже готовым проектом. По его словам, покупатели квартир в домах комфорт-класса обычно интересуются именем архитектора проекта. Застройщикам также нужно время, чтобы оценить преимущества проектов с продуманной архитектурой. «Мне кажется, некоторые застройщики недооценивают значение качественной архитектуры, — отметил Михаил Гущин. — Между тем интересное архитектурное решение ставится важным и конкурентным преимуществом любого проекта». В элитном сегменте жилой недвижимости такой интерес уже давно стал обычным явлением. Как отметила начальник управления развития и управления активами ЗАО «БФА-Девелопмент» Мария Скобелева, качественная архитектура приводит к повышению стоимости проекта на 10-20%. С другой стороны, по мнению генерального директора строительной компании «Ирбис» Геннадия Киркина, присутствие в проекте известного архитектора для покупателя часто служит показателем надёжности девелопера.

Сейчас, по словам вице-президента Санкт-Петербургского Союза архитекторов Вячеслава Ухова, архитектура в её нынешнем воплощении слишком подчинена задачам градостроительного бизнеса. «Архитектура должна ориентировать, а не ориентироваться», — заявил он. Однако сейчас, как считает архитектор, эта сфера ориентируется на то, чтобы выжить. Вячеслав Ухов считает, что добиться независимости архитектуры от бизнеса и, как следствие, улучшения качества городской среды можно только с помощью изменений в законодательстве.




Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован на сайте. Пожалуйста, заполните все поля, отмеченные *