Петербургский велопрокат готовит обновление

Несмотря на то, что снег с петербургских улиц уже давно сошёл и велосипедисты открыли сезон, городская система велопроката продолжает работать в тестовом режиме. На данный момент открыты только три станции: у метро «Лиговский проспект», на Моховой и Шпалерной улицах, в ближайшие дни ожидается пуск новой станции возле метро «Спортивная». Открытие остальных пока откладывается. По официальным заявлениям компании «Велогород», которая обеспечивает работу проката, причина задержек – внедрение новой системы и необходимость устранения её недоработок. Сейчас на станциях велопроката проводятся пусконаладочные работы, в июне система заработает в полном объёме, обещают представители «Велогорода».

Практически с момента своего появления в 2014 году городской прокат велосипедов в Петербурге сталкивался с целым рядом серьёзных проблем. Горожане неоднократно жаловались на сбои в программе, из-за которых возвращение взятого велосипеда могло не зафиксироваться, так что с пользователя взималась лишняя плата. Пресс-служба «Велогорода» объясняла неполадки плохой приспособленностью чешского оборудования велопроката – в частности, электронных замков – к петербургским условиям. По её заявлениям, в Чехии система функционирует круглый год, а в Северной столице – только летом, так что за зиму замки «закисли».  Эта проблема оказалась особенно актуальной летом прошлого года. В конце сезона компания заявила, что в Петергофе планируется открыть 10 тестовых станций велопроката с оборудованием российской сборки.

Напомним: сервис велопроката от московской компании «Велогород» появился в Петербурге в 2014 году. Изначально проект был инициативой Банка Москвы, затем его поддержал Смольный, став спонсором нового сервиса. В 2015 году администрация Петербурга выделила на развитие велопроката 81 млн. рублей. Однако в проекте бюджета на 2016 год, опубликованном на сайте Смольного, субсидии на проект составили только 100 000 рублей. Без финансовой поддержки городской администрации проект был убыточным: себестоимость поездки на прокатном велосипеде оказалась чрезвычайно высокой: по данным на 2015 год она составляла 385 рублей. Руководство компании «Велогород» лишь отчасти смогло решить проблему нехватки средств, предоставив велосипеды в качестве рекламных площадей. Именно таким путём пошёл мэр Лондона: на каждом велосипеде лондонского велопроката размещён логотип банка Barclays, который стал спонсором проекта.

 В апреле 2016 года отечественную версию станций и велосипедов представили на выставке в Центре импортозамещения; предполагалось, что новое оборудование позволит пользоваться при прокате картой «Подорожник», а также сдавать велосипеды в «партнёрских точках», пользуясь вместо терминала виртуальным личным кабинетом. Ещё одним нововведением должно было стать оснащение велосипедов GPS/ГЛОНАСС-трекерами, что позволило бы избежать краж и вандализма. Пресс-служба Комитета по развитию транспортной инфраструктуры заявила, что новая система «обладает улучшенными характеристиками, защитой уязвимых узлов и адаптирована под российские климатические условия». Обновление системы велопроката в 2017 году, по последним данным, обошлось в 150 млн. рублей, при этом бюджетные средства, по данным на конец мая, были израсходованы только на две трети.

Зарубежный опыт показывает, что при должном уровне организации система проката велосипедов существенно упрощает жизнь велосипедистам и помогает решить многие проблемы, связанные с эксплуатацией велотранспорта. Она позволяет объехать пробки или добраться в те места, куда не проехать ни на автомобиле, ни на общественном транспорте. Чаще всего дальность поездок на взятых напрокат велосипедах не превышает 6 км. При этом пользователю не нужно тащить прокатный велосипед из квартиры по лестнице, как собственный, беспокоиться о его ремонте или безопасной парковке. Преимущества системы привели к тому, что в Нью-Йорке годовой абонемент на велопрокат есть у 2,5% жителей города; за 2016 год было оформлено 200 000 новых абонементов. Однако, по мнению горожан, прокат велосипедов будет востребован только в том случае, если станция, где можно взять велосипед, будет находиться в пешей доступности от жилья и офисов. Для этого количество станций необходимо значительно увеличить. В числе недостатков системы велопроката можно назвать необходимость учитывать расположение станций при планировании маршрута. Кроме того, при большой востребованности сервиса прокатных велосипедов на ближайшей станции или свободных мест в конечной точке маршрута может не оказаться.

Первый в мире масштабный велопрокат появился в Копенгагене. Велосипеды, которые предлагались в рамках проекта, имели особую форму, а их запчасти не подходили другим моделям, что делало кражи бессмысленными. Кроме того, практически у каждого жителя столицы уже есть собственный велосипед, так что кражи прокатных сравнительно редки.  Интересный факт: создатели системы велопроката в Копенгагене ожидали, что их основными клиентами станут студенты. Однако практика показала, что прокатными велосипедами гораздо более охотно пользуются пенсионеры, которые ездят на небольшие расстояния, чтобы навестить друзей и родственников.

Фото:




Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован на сайте. Пожалуйста, заполните все поля, отмеченные *