Петербургский транспорт продолжает развиваться по схемам ГЧП

Государственно-частное партнерство как инструмент привлечения инвестиций в городскую экономику стал одной из основных тем Инвестиционного форума, который прошёл 24 и 25 октября в Петербурге. Участникам форума был представлен рейтинг регионов по уровню государственно-частного партнёрства, в котором Петербург занимает второе место после Москвы. Если в экономике столицы доля ГЧП составляет 60,2%, то в Петербурге этот показатель – 59,9%. Третье место по уровню ГЧП в рейтинге заняла Самарская область.

Начальник сектора государственно-частного партнёрства Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга Роман Голованов представил участникам дискуссии ряд ключевых факторов, которые гарантируют успех государственно-частного партнерства. Первый из них, по словам чиновника – политическая воля заинтересованных сторон проекта: как государственной, так и частной. Кроме того, ГЧП, как и любой другой инвестиционный проект, нуждается в продуманной бизнес-модели. Важнейшую роль играет также справедливое распределение рисков при реализации проекта, высокая квалификация участников ГЧП и наличие эффективного законодательного регулирования. Последний вопрос сейчас особенно актуален: до недавнего времени Петербург был лидером в области законотворчества в сфере ГЧП. Принятый Законодательным собранием Санкт-Петербурга в 2006 году Закон №627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частном партнерстве» стал основой для аналогичных законопроектов в других регионах России и задал темп развития ГЧП в Северной столице. Последние изменения в законодательстве, по словам Романа Голованова, лишили Петербург многих выгодных инвестиционных проектов.

Одним из наиболее перспективных направлений для реализации проектов ГЧП остаётся транспорт. В числе наиболее знаковых проектов в этой области – Западный скоростной диаметр, развитие аэропорта «Пулково», проект модернизации трамвайных путей в Красногвардейском районе Петербурга. Заместитель генерального директора компании «Магистрали Северной Столицы» Владимир Романовский рассказал о результатах сотрудничества с городской администрацией в рамках строительства ЗСД – первой в России платной скоростной магистрали. Проект стартовал в 2012 году, открытие последнего, центрального участка дороги, проходящего по Васильевскому острову, планируется осуществить до конца ноября 2017 года.

По слова Владимира Романовского, 90% прибыли от проекта получит городской бюджет, а 10% — частный инвестор. Доля города составит около 380 млрд. рублей. Дополнительную доходность проекту обеспечит оснащение автомобилей электронными транспондерами, которые будут крепиться на лобовом стекле и обеспечат автоматическую оплату проезда по ЗСД без участия водителя и кассира-оператора. Такое устройство поможет автомобилистам сэкономить время и увеличит среднюю скорость движения по трассе.

Общая протяжённость Западного скоростного диаметра составляет 46,6 км, из них 22,4 км приходятся на искусственные сооружения. Длина северного участка магистрали составляет 26,4 км., южного – 8,5 км., центрального – 11,7 км. Ширина дороги варьируется от 4 до 8 полос. Для реализации проекта были привлечены собственные деньги компании «Магистраль Северной Столицы», а также заёмные средства из нескольких банков и капитальный грант публичного партнера. Общий объём инвестиций в строительство ЗСД составил свыше 120 млрд. рублей.

В числе других сфер, в которых проекты ГЧП могли бы активно развиваться и приносить существенную пользу городу, участники дискуссии назвали образование, туризм, социальное обслуживание и спорт. Кроме того, по мнению экспертов, перспективным направлением для реализации проектов ГЧП является сфера жилищно-коммунального хозяйства. Через эту форму сотрудничества можно обеспечить качественную уборку мусора, водоотведение, теплоснабжение жилых домов и многое другое.

Говоря о перспективах развития сотрудничества  между инвестором и администрацией, Роман Голованов особо подчеркнул, что, входя в проект ГЧП, город берёт на себя целый ряд макроэкономических рисков. Кроме того, существуют риски, которые необходимо учитывать всем партнерам. В их числе – риск отсутствия спроса на услуги, предоставляемые проектом ГЧП, риск не получить необходимый для проекта земельный участок или объект недвижимости, риск финансового закрытия проекта или превышения бюджета строительства, риск изменения законодательства, риск дефолта проекта наряду с необходимостью выплаты компенсации кредитным организациям, риск найма некомпетентного персонала, риск того, что стороны не согласуют изменения условий договора, и, наконец, риск недобросовестной конкуренции со стороны государственных организаций.

Впрочем, по словам Романа Голованова, государство имеет возможность управлять рисками проекта ГЧП с помощью таких инструментов, как изменение законодательства, сокращение административных барьеров, создание проектных офисов и генерация спроса на товары и услуги. Кроме того, эффективным может быть и участие публичного партнера в проекте ГЧП с передачей части полномочий подведомственным организациям.

В Инвестиционном форуме приняли участие около 700 человек, в том числе представители законодательной и исполнительной власти, топ-менеджеры крупнейших российских и зарубежных компаний, эксперты и консультанты. Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко заявил, что форум должен стать площадкой для диалога власти и бизнеса и способствовать улучшению инвестиционного климата Петербурга.

Фото:




Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован на сайте. Пожалуйста, заполните все поля, отмеченные *