Петербургские законодатели «помогают» девелоперам работать быстрее

Инвестиционный климат — важнейший фактор, на который опираются эксперты при оценке перспектив развития бизнеса в том или ином регионе. Основные характеристики инвестиционного климата Петербурга представители ведущих отраслей городской экономики смогли оценить на конференции «Итоги года с «Ведомостями»», состоявшейся 15 декабря.

Ключевую роль в инвестиционной привлекательности города, безусловно, играют взаимоотношения между бизнесом и властью. Дискуссии о необходимости изменения характера этих отношений ведутся уже давно. По мнению заместителя руководителя Администрации Губернатора Санкт-Петербурга Юлии Лудиновой, власть должна выстраивать диалог с представителями бизнес-сообщества, а не просто ставить условия. У бизнеса должна быть возможность говорить о своих потребностях, считает эксперт. В числе основных совместных достижений власти и бизнеса Петербурга участники дискуссии назвали крупные инфраструктурные проекты, реализованные в форме ГЧП. Впрочем, другая сторона – представители бизнеса – не разделяет оптимизма чиновников. Как отметил управляющий партнер УК «Теорема» Игорь Водопьянов, возможности спросить что-либо у государственного аппарата сейчас нет.

Одной из ключевых тем  подведения итогов года стало, безусловно, развитие рынка недвижимости Петербурга. Оценки участников дискуссии существенно разнились: так, Юлия Лудинова отметила, что Петербург на данный момент занимает одну из лидирующих позиций в российском строительном секторе. Позитивную роль в развитии сегмента, по её словам, сыграет внедрение единой информационной системы строительного комплекса, которая даст застройщику возможность подать документы для получения разрешения на строительство в электронном виде, не тратя время на походы по инстанциям.

Руководитель практики по недвижимости и инвестициям адвокатского бюро «Качкин и Партнеры» Дмитрий Некрестьянов, однако, считает, что строительный сектор Северной столицы развивается скорее «вопреки», чем «благодаря» действиям городской администрации. Так, к примеру, сомнения эксперта вызвали новые изменения в 214 ФЗ. По словам Дмитрия Некрестьянова, нововведения не всем понятны, а девелоперам к тому же и экономически невыгодны. Стимулирующий эффект «вопреки» оказывают и новые Правила землепользования и застройки: девелоперы спешат утверждать проекты планировки территорий по старым правилам, поскольку новый регламент высотности зданий существенно снижает прибыльность строительства. «Законодатель – молодец. Он помогает девелоперам объяснить, что нужно работать быстрее», — отметил Дмитрий Некрестьянов.

Представители сегмента коммерческой недвижимости также противоречиво оценивают результаты уходящего года. Игорь Водопьянов отметил, что бизнес-центры сейчас строить бессмысленно: можно только достраивать начатые проекты, которые уже поздно бросать. Девелоперу, который захочет начать новый проект, по мнению эксперта, придётся либо повышать арендную ставку, либо взять кредит под небольшие проценты. «Инвестиционный климат в Петербурге отсутствует», — заявил Игорь Водопьянов. Он считает, что причина проблем — в непредсказуемости принимаемых властями решений. «Никто не может предугадать, какими документами будет руководствоваться город в следующем году» — отметил девелопер.

Итоги года в сегменте торговой недвижимости участникам дискуссии представил генеральный директор  Colliers International Сергей Косарев. По его данным, суммарный объем качественных торговых площадей на конец 2016 года составляет 3,76 млн. квадратных метров. Вакансия торговых площадей составляет 8%; по словам Косарева, это довольно много, хоть и меньше, чем в прошлом году. Новых торговых центров практически не появляется из-за общего снижения покупательской способности, собственники ориентируются на реконцепцию уже существующих ТЦ. Лучше всего сейчас, как отметил эксперт, чувствует себя продуктовый ритейл в формате супер- и гипермаркетов: большую часть дохода покупатели тратят именно на продукты питания. Игроки fashion-индустрии, напротив, вынуждены сосредоточиться на оптимизации форматов.

Тот факт, что в кризис люди всё больше сосредоточиваются на покупке продуктов питания, подтверждают и данные, приведённые представителями банковского сектора. Среднестатистическая семья тратит 38% своей зарплаты на продукты, отметил  директор управления транзакционного бизнеса «Северо-Западного банка» «Сбербанка» Вячеслав Красюк. Далее идут оплата ЖКХ (16%), одежда (10%), медицина (6%) и прочие расходы. Проблема получения доходов также не теряет актуальности: рынок труда на данный момент ориентирован на работодателя, а соискатель остаётся в зависимом положении. По словам генерального директора компании «АНКОР» Сергея Саликова, об исключениях из этого правила можно говорить только в сфере IT и фармацевтике.

«Сквозные» тенденции, которые наблюдаются сейчас в подавляющем большинстве сегментов экономики – активное использование мобильных и облачных технологий, «Интернет всего», увеличение количества «умных» вещей. Экономика продолжает виртуализироваться: самым популярным медиа-ресурсом стал Facebook, который не производит собственный контент, самой крупной сетью такси – Uber, у которого нет ни одного собственного автомобиля, крупнейшим мировым ритейлером – Alibaba, не имеющий складских запасов, крупнейшим оператором аренды жилья – Airbnb, который не владеет недвижимостью.




Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован на сайте. Пожалуйста, заполните все поля, отмеченные *