Петербургские трамваи ищут новый стиль

Трамваи и троллейбусы всегда были неотъемлемой частью петербургского городского пейзажа. Электротранспорт Северной столицы рос, развивался и менялся вместе с самим городом, отражая так или иначе все этапы истории Петербурга ХХ века.

Почему символом современного петербургского электротранспорта стал Колобок? Как серый цвет трамваев снижает аварийность? На эти и другие вопросы, касающиеся прошлого и настоящего трамваев и троллейбусов Петербурга, ответили горожанам сотрудники ГУП «Горэлектротранс» накануне Нового года.

Новый логотип ГУП «Горэлектротранс», разработанный в рамках ребрендинга компании, петербуржцам пока непривычен. Представители компании пояснили, что задача аббревиатуры «ГЭТ», которую включает логотип – объединить в сознании горожан общую принадлежность петербургских трамваев и троллейбусов к одному и тому же предприятию. В композиции логотипа  заложены элементы, символизирующие токоприемники троллейбусов и трамваев: две прямых синих линии обозначают троллейбусные штанги, две разноцветные стрелки – пантограф трамвая. Кроме того, подразумевается, что знак раскрывает характерные отраслевые атрибуты для электротранспорта: пересечение маршрутов и контактную сеть, дающую энергию для движения трамваев и троллейбусов.

Окраска трамваев, прошедших ремонт и модернизацию, также изменилась. Специалисты компании решили придать составам, построенным еще десять-двадцать лет назад, с характерным для того времени дизайном, конструкцией кузова, прямыми углами, элементы ретро-стиля. Для этого в основу их цветовой гаммы легли спокойные, классические петербургские цвета – вишнево-красный и бежевый или цвет слоновой кости. Эта схема окраски использовалась в Петербурге в 50-е годы.

Возврат к дизайну прежних эпох – общемировая тенденция. Выпускаются, например, автомобили «по мотивам», самый известный пример – «Фольксваген Жук». Один из вариантов дизайна модернизированных вагонов, например, неслучайно напоминает облик самого любимого ленинградского трамвая «Стиляги». Когда-то эти вагоны были символом надежности и комфортабельности ленинградского трамвая.

На данный момент ребрендинг петербургского ГУП «Горэлектротранс» продолжается, в него входит и разработка новой цветовой гаммы для троллейбусов и трамваев. В рамках этого направления в Санкт-Петербург из Энгельса прибыли новые троллейбусы марки Тролза-5265 «Мегаполис», уже окрашенные по-новому. В настоящее время окончательного решения о выборе цвета и перекраске всего подвижного состава в конкретную схему не принято. Разработчики бренда предложили в качестве основного цвета гаммы для трамваев серый: по их мнению, он гармонирует с окружающей городской средой и перекликается с «фирменными» приметами Петербурга — небом, Невой, архитектурными памятниками. При выборе цветового оформления учитывалось мнение горожан, для чего проводилось анкетирование пассажиров. Кроме того, принималась во внимание статистика, по которой транспортные средства серого цвета попадают в ДТП реже, чем машины других цветов.

Ещё один дизайнерский элемент, который неоднократно подвергался переработке – «смайлик», графический символ проекта «Добрый транспорт», который использовали в качестве одного из инструментов для повышения уважения к общественному транспорту, преимущественно, электрическому, и снижению аварийности на дорогах города.  Троллейбус со смайликом, когда он только появился на дорогах, горожане назвали «вежливым».

Однако, «смайл» не прижился в культурной столице. Уже через 9 месяцев он превратился в Колобка, чисто русского персонажа. Конечно, перед этим были проведены исследования и фокус-группы, чтобы изучить отношение аудитории к таким изменениям. В следующем сезоне Колобка «одели» в форму «Горэлектротранса», чуть позже он появился на жилетках, стикерах, стендах, сувенирной продукции. А ещё в следующем ввели новые образы – детей и солнышко. Их можно увидеть и сейчас. Однако, основным всё же остаётся Колобок — позитивный яркий образ, ассоциирующийся с безопасностью у различных возрастных групп. Этот персонаж  связан с дорогой, знаком с самого детства и вызывает исключительно положительные эмоции.

Петербуржцы получили ответы не только на дизайнерские, но и на чисто практические вопросы работы городского электротранспорта. Так, представители ГУП «Горэлектротранс» рассказали о том, что в ближайшем будущем планируется увеличение числа выделенных полос для движения трамваев. Так, скоро новые полосы появятся в районе улицы Благодатной. Кроме того, специалисты  Санкт-Петербургского научно-исследовательского и проектного института градостроительного проектирования на данный момент занимаются разработкой 7-8  трамвайных маршрутов,  которые могли бы вернуться на улицы города.




Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован на сайте. Пожалуйста, заполните все поля, отмеченные *