Петербургские компании предпочитают новые офисные центры

Количество свободных площадей в петербургских бизнес-центрах продолжает расти. По данным компании NAI Becar, чаще всего сокращать или совсем освобождать арендуемые офисы приходится представителям малого и среднего бизнеса: именно они больше всего страдают от сложившейся негативной экономической ситуации. По состоянию на конец марта 2015 г. средний уровень вакансии по классам «А», «В+» и «В» составил 12,9%, увеличившись относительно предыдущего отчетного периода. Как и в IV квартале 2014 г., доля вакантных площадей в классах «В» и «В+» оказалась на одном уровне – 9%, в классе «А» вакансия выросла до 20,6%, в классе «С» – до 8,1%.

Тем не менее, по словам управляющего директора РМ NAI Becar в Санкт-Петербурге Натальи Скаландис, качественные объекты с удачной локацией и разумной арендной политикой по-прежнему остаются востребованными. Специалисты компании отмечают также, что около четверти сделок на офисном рынке Санкт-Петербурга совершается с участием бизнес-центров, вышедших на рынок в 2014-2015 годах.

Чаще всего компании переезжают в новый офис с целью  оптимизировать свои расходы. В качестве примера можно привести компанию «ПетроТехРесурс», которая специализируется на обслуживании лифтового оборудования и эскалаторов. В апреле эта компания переехала в БЦ «Сова» в Красногвардейском районе, который вышел на рынок в 2015 году. До этого она арендовала офисные площади в бизнес-центре класса B в Калининском районе города. По оценке арендатора, ставки в этом бизнес-центре не соответствовали качеству офисных помещений. Другой пример арендатора, который предпочёл офис, вышедший на рынок в 2015 году – IT-компания Social Quantum, арендовавшая целый этаж в бизнес-центре «Синоп».

Как отмечает директор департамента брокериджа NAI Becar Михаил Рожко, в новых офисных проектах востребованы помещения как с отделкой, так и без нее. «В новых бизнес-центрах класса А сегодня пользуются спросом большие помещения формата shell & core. Их арендаторы – крупные государственные корпорации и федеральные компании, у которых есть собственные требования к отделке офисов, — поясняет Михаил Рожко. —  В классах B и C востребованы небольшие помещения до 150  кв. метров с отделкой».

Степень востребованности офисных площадей и уровень вакансии зависит от района, где расположен бизнес-центр. Так, наиболее высокая вакантность (около 18%) отмечается в двух районах-лидерах по общему объему предложения офисной недвижимости – Московском и Центральном, а также в Невском и Красногвардейском районах. Вакансия в Петроградском районе, который также входит в ТОП-3 по объемам офисных площадей, напротив, ниже среднегородского показателя (11%). Наиболее низкие показатели отмечаются в Адмиралтейском и Калининском р-нах (чуть выше 6%).

По данным NAI Becar, общий объем ввода офисных площадей в Санкт-Петербурге за первые три месяца 2015 г. составил 48,9 тыс. кв. м (GLA), что на 25% ниже показателя предыдущего отчетного периода. Тем не менее, сравнивая нынешнюю ситуацию с кризисом 2008 года, эксперты отмечают, что сегодня новые игроки коммерческого рынка чувствуют себя более уверенно, чем семь лет назад. По мнению специалистов NAI Becar, это связано, прежде всего, с повышением качества новых проектов. «Сегодня на рынок выходят бизнес-центры с продуманной концепцией, девелоперы стали больше внимания уделять внутренней инфраструктуре. Кафе, банкоматы, магазины начинают работу с самого открытия бизнес-центра», — рассказывает Михаил Рожко.  Впрочем, главным фактором привлекательности новых объектов для арендаторов в текущих условиях остаются сниженные ставки: стоимость аренды в новых проектах на 20% ниже среднерыночных.

Фото: assets.komesto.ru

 

 




Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован на сайте. Пожалуйста, заполните все поля, отмеченные *