Однородная социальная среда: благо для дома, зло для города

В рекламе новых жилых комплексов социальная однородность жильцов часто преподносится девелоперами как безусловное преимущество. На первый взгляд, это действительно так: принадлежность к одной социальной группе в большинстве случаев подразумевает схожие интересы, потребности, взгляд на мир. «Однородная среда и объединение в рамках ЖК людей со схожим социальным статусом и интересами позволяет создать не только жилой массив, но и сообщество, что также важно для успешности и престижа проекта в дальнейшей его жизни, уже после завершения продаж», — отмечает коммерческий директор компании GLINCOM Иван Татаринов.

Тем не менее, то, что хорошо для отдельных горожан, может далеко не всегда оказаться полезно для развития города в целом. По мнению некоторых экспертов, создание социально однородных районов в мегаполисах может привести к глубокому общественному и экономическому расслоению обществу, а также к появлению гетто. Так, директор Центра прикладных исследований при Европейском университете в Санкт-Петербурге, со-основатель института урбанистики SREDA Олег Паченков считает, что концентрация любой социальной группы вредна для городской среды. «Материя не терпит пустоты, — объяснил свою позицию урбанист. — Если в одном квартале окажутся все богатые, то в другом — все бедные. Поэтому нужно перемешивать, разбавлять». В качестве доказательства сказанного эксперт привёл пример Америки, где города уже долгие годы идут путём социальной сегрегации. В результате строительства охраняемых жилых комплексов, по словам Олега Паченкова, мегаполисы получили рост преступности, так что налоги граждан уходят на содержание полиции, восстановление того, что разрушили вандалы, и на снос обветшавших и опустевших кварталов.

Впрочем, российские девелоперы настроены оптимистично и настаивают на необходимости формирования однородной социальной среды в жилых кварталах. «Попытки построить ЖК «для всех», как правило, оборачиваются неудачей: такое жилье отпугивает многих клиентов, а из социальной среды в конечном итоге получается «сборная солянка»», — отмечает исполнительный директор компании «ФЦСР» Павел Телушкин. Разумеется, игроки строительного рынка заинтересованы в высоком спросе на предлагаемые квадратные метры, а социальная однородность позволяет повысить привлекательность жилого объекта и, соответственно, увеличить спрос.

По мнению девелоперов, угрозу представляет как раз социальная «мозаика» в рамках одного квартала; негативные последствия подобной разнородности особенно видны в проектах эконом-класса. «В эконом-классе, где порог входа в проект для покупателя очень низкий, однородность зачастую не достигается, что приводит в дальнейшем к кардинально различающемуся составу жильцов и возможным конфликтам, — отмечает Илья Татаринов. — В частности, в крупных проектах жилой застройки эконом-класса действительно есть опасность возникновения гетто: входящие в проекты на начальных стадиях инвесторы после ввода дома в эксплуатацию начинают сдавать квартиры в аренду, однако из-за того, что в районе одномоментно появляется большой массив арендного жилья, высокую стоимость устанавливать не получается. Из-за низкой стоимости такие квартиры арендуют и приезжие из регионов, и студенты, мигранты из Средней Азии с семьями. Все это приводит к разнородному составу жильцов, как следствие – разному социальному составу самой среды». По словам эксперта, следствием социальной разнородности может стать снижение качества инфраструктуры. К примеру, магазины уровня «Перекрёстка» для значительного числа арендаторов могут оказаться слишком дорогими, что повлечёт за собой появление множества дискаунтеров, предлагающих дешёвые товары и услуги низкого качества. Социальное расслоение может повлиять и на уровень образовательных учреждений: в жилом комплексе, заселенном преимущественно арендаторами с низким уровнем дохода, вряд ли появится частный детский сад или школа.

Перспектива превращения жилого комплекса эконом-класса в гетто зачастую определяется процентом однокомнатных квартир в домах, отмечает коммерческий директор Sezar Group Ольга Барабанова. «Жизнь в малогабаритной квартире — это  всегда вынужденная мера, временное решение для студентов, приезжих или людей в разводе, — считает эксперт. — И одно дело, когда в жилом комплексе таких квартир 5%, и совсем другое, когда 80-90%. Целые районы, которые строятся в таком формате, на мой взгляд, никогда не станут местом, где приятно жить и гулять».

В числе других причин, способствующих формированию гетто, девелоперы называют недостаточность или отсутствие качественной социальной и транспортной инфраструктуры в жилых комплексах. Именно поэтому многие игроки строительного рынка считают образование гетто сейчас маловероятным в силу активного развития крупных городов, в особенности Москвы и Московской области. «Во многом вероятность превращения района в гетто зависит от степени развитости района, а не от его населения,  — отмечает  президент ГК E3 Group Анастасия Тузова. — Важно, чтобы была развита транспортная сеть, соединяющая район с городом, социальная инфраструктура – наличие детских садов, школ, поликлиник. Не менее важно наличие коммерческой и развлекательной составляющей  – не только магазины, но и кинотеатры, детские игровые залы, зоны отдыха для взрослых, а также различных спортивных и музыкальных школ, бассейнов».

Тем не менее, в ориентации городских властей на обеспечение крупных жилых комплексов «социалкой» и особенно транспортом, по мнению некоторых экспертов, кроются серьёзные «подводные камни». Транспортная инфраструктура начинает строиться в соответствии с требованиями граждан, купивших квартиры в том или ином крупном жилом комплексе, без учёта стратегии развития города хотя бы в ближайшие пятьдесят лет. По словам Олега Паченкова, с аналогичной проблемой также столкнулась Америка: вместо согласованного развития города администрация вынуждена строить дороги к множеству жилых комплексов на окраинах. «Люди же устраивают пикеты, и завтра пикеты выйдут уже поближе к центру города или перекроют проспект своими машинами и потребуют, чтобы к ним проложили дорогу, поясняет урбанист. — Да, говорит градоначальник, мы не будем теперь строить станцию метро, которая очень нужна и давно запланирована. У нас нет на нее денег, потому что придется строить дорогу в этот ЖК, этот ЖК и в этот ЖК. И на это уйдут все ваши миллиарды, дорогие налогоплательщики». Есть основания ждать, что эта проблема в ближайшем будущем станет критической и для российских городов.

Фото:




Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован на сайте. Пожалуйста, заполните все поля, отмеченные *