Общественные пространства Петербурга: от центра к окраинам

«Жить в Петербурге» становится модным молодёжным трендом. Однако что вкладывают в эту идею сами молодые люди? На этот вопрос постаралась ответить заместитель руководителя Центра городской антропологии КБ «Стрелка» Дарья Радченко в ходе круглого стола  «Городская политика: общественные пространства как новый ресурс развития», состоявшегося в Петербурге 20 июня.

В Москву приезжают за деньгами, в Петербург – по любви, считает современная молодёжь. Осенью 2016-го – весной 2017 года КБ «Стрелка» провело исследование среди старших школьников, студентов и молодых специалистов, как урождённых петербуржцев, так и тех, кто приехал в Северную столицу. Отвечая на вопросы глубинного интервью, участники исследования неоднократно говорили, что воспринимают Петербург как некое живое существо, с которым нужно налаживать отношения. Важную роль в формировании впечатления от города играло восприятие его пространства: если приезжим Петербург казался просторным, построенным «с размахом» и простым для ориентирования, то горожане, напротив, считали его камерным, уютным и неформальным. Респонденты отмечали, что город оправдывает звание «культурной столицы», его повседневная жизнь буквально насыщена различными проявлениями культуры. При этом организаторы многих культурных мероприятий совсем не обязательно придерживались консервативного формата, позволяя посетителям спокойно приходить и уходить или давая возможность участвовать в происходящем, уходя от роли пассивного зрителя.

Характеризуя петербургский досуг, Дарья Радченко отметила, что большая часть культурной жизни города сосредоточена в центральных районах, хотя у горожан есть запрос на периферийную досуговую активность. Согласно результатам исследования, петербуржцы готовы ехать не только в центр, но и на противоположный край города, чтобы посетить интересное мероприятие. Складывается интересная тенденция: центральные районы Петербурга всецело принадлежат классической музыке, живописи и музеям, тогда как периферия отдана современному искусству и популярной науке.

Примером популярного культурного мероприятия в центре Петербурга стал 10-й ежегодный авангардный фестиваль садово-паркового искусства «Императорские сады России», о котором рассказала главный хранитель садов Русского музея в Санкт-Петербурге Ольга Черданцева. По её словам, Русский музей давно и серьёзно задумывается, как использовать отреставрированные императорские сады так, чтобы они превратились не только в музейные, но и в просветительские площадки. Сейчас посещаемость петербургских парков весьма неоднородна: если в Летний сад каждый год приходит больше миллиона посетителей, то императорский Баболовский парк города Пушкина пока не слишком известен. Тем не менее, главный хранитель парков ГМЗ «Царское Село» Ольга Филиппова считает, что он может стать привлекательной площадкой для проведения новых мероприятий.

Запрос на продуманные и мультифункциональные общественные пространства в периферийных районах Петербурга пока частично удовлетворяют небольшие локальные объекты, расположенные в торговых центрах. Для собственников коммерческой недвижимости они стали дополнительным конкурентным преимуществом, что особенно важно в условиях жёсткой борьбы за потребителя. «Девелоперы поняли, что покупатель платит за среду», — отметила руководитель экспертного совета по общественным пространствам НП «Российская гильдия управляющих и девелоперов» Наталья Трунова. Именно этот вывод, по её мнению, заставляет собственников торговых центров создавать специальные площадки для досуга и обеспечивать их наполнение.

Участники дискуссии отметили также связь между появлением новых общественных пространств и расположением мест приложения труда; к примеру, офисных центров и деловых кластеров в Московском районе, на восточном и северо-западном направлении. «То, что на периферии будут развиваться общественные пространства, – это факт, — считает гендиректор института «Урбаника» Антон Финогенов. — Но вопрос не в наличии свободных площадей, а в качестве событий и мероприятий. При этом само общественное пространство должно буквально каждый год меняться по характеристикам и контенту вслед за спросом. Главный тренд – сама динамика».

Отдельное важное направление развития петербургского туризма – обеспечение культурной программы гостей, приехавших на различные деловые конгрессы и форумы. По словам генерального директора СПбГБУ «Конгрессно-выставочное бюро» Ольги Мугатиной, международные конгрессы, конечно, хотелось бы проводить в петербургских дворцах со всей сопутствующей инфраструктурой, однако площадки в центре города не предназначены для мероприятий на несколько тысяч участников. На данный момент наиболее востребованным местом для проведения таких масштабных встреч остаётся «Экспофорум», расположенный недалеко от Царского села. Перспективным в рамках конгрессного туризма, по словам Ольги Мугатиной, может оказаться развитие нестандартных площадок: креативных пространств или даже пляжей. Сейчас Конгрессно-выставочное бюро составляет и предоставляет организаторам мероприятий единый реестр таких площадок.




Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован на сайте. Пожалуйста, заполните все поля, отмеченные *