Объёмы строительства торговых центров в Петербурге снижаются

По мнению экспертов международной консалтинговой компании Colliers International, Санкт-Петербург входит в список городов с высоким потенциалом развития рынка торговой недвижимости. Причина такого высокого потенциала — активно продолжающаяся жилая застройка города. Даже такие районы, как Приморский, Выборгский и Московский, на долю которых уже приходится около 48% всех действующих городских торговых центров, остаются привлекательными для девелопмента новых проектов.

Кроме того, определенный потенциал для девелопмента районных и окружных торговых комплексов есть у территорий новых жилых микрорайонов. Пример тому – Пушкинский и Невский районы, а также Всеволожский район Ленинградской области и другие локации на границе с Петербургом. Торговые комплексы районного и окружного уровня смогут обеспечивать повседневные потребности жителей удаленных от центра микрорайонов в продуктах, развлечениях, спортклубах, кафе, сервисных службах (аптеки, салоны красоты и т.п.) и ряде магазинов – потенциальных мини-якорей новых торговых центров.

Тем не менее, по результатам исследований Colliers, основными  тенденциями прошлого года стало снижение темпов строительства новых торговых центров, пересмотр коммерческих условий и рост уровня вакантных помещений в некоторых объектах. Общий объем предложения торговых площадей в качественных торговых центрах Санкт-Петербурга на конец 2014 года достиг 2,6 млн кв. м. Открывшиеся в 2014 году ТЦ «Адмирал» (арендуемая площадь 5 500 кв. м), ТРК «Монпансье» (30 500 кв. м) и ТРК «Европолис» (60 500 кв. м) обеспечили в совокупности всего 96 500 кв. м нового ввода.

В 2015 году объем новых открытых торговых площадей не превысит показатели этого года и составит около 100 000 кв. м., считают эксперты  Colliers. Среди торговых центров, открытие которых запланировано на 2015-2016 гг. – 2-я очередь ТЦ «Питер Радуга» (арендуемая площадь 27 000 кв. м), 1-я очередь Outlet Village Pulkovo (12 000 кв. м, девелопер – Hines), а также торгово-развлекательный комплекс «Охта Молл» (76 000 кв. м) компании SRV Group. Объемы строительства новых торговых центров снижаются, что связано как с ограниченными планами развития торговых операторов в сравнении с другими регионами и Москвой, так и с высоким уровнем насыщенности рынка. Санкт-Петербург продолжает оставаться на позиции одного из самых насыщенных торговыми площадями городов России (513 кв. м на тысячу человек), уступив по итогам 2014 года лидерство Самаре и заняв второе место. При этом Москва занимает 4-ю позицию в списке городов с наибольшем уровнем обеспеченности торговыми площадями.

Меняющаяся экономическая ситуация, в частности, волатильность курсов валют в 2014 году привела к более гибкой политике в формировании арендных ставок в сегменте торговой недвижимости. Собственники торговых центров, где договоры заключались в долларах, фиксируют верхнюю границу курса валюты на уровне 40-45 рублей/доллар в зависимости от проекта. По мере роста числа договоров с льготными условиями аренды с точки зрения размера фиксированной ставки, процент с товарооборота как инструмент формирования ставки аренды становится центральным предметом обсуждения в переговорах и дальнейшем использовании.

Доля свободных площадей в торговых центрах по итогам 2014 года в среднем составляет около 5-5,5%, хотя в отдельных проектах она достигает 15-25% и в следующем году рост объема свободных площадей может продолжиться. На рынке торговой недвижимости Санкт-Петербурга отразились общероссийские изменения планов ритейлеров, в том числе выход с российского рынка ряда брендов, включая River Island, New Look, Seppala, Esprit. В то же время, в течение 2014 года на рынке Санкт-Петербурга появлялись и новые бренды, среди которых можно отметить Lefties, Monki, Prenatal Milano, Agent Provocateur, Violeta by MANGO. Основными торговыми центрами, привлекающими новых арендаторов, остаются «МЕГА Дыбенко», «Галерея» и «Невский центр». ТРК «Жемчужная Плаза» и ТРК «Европолис» также рассматриваются для выхода новых брендов на рынок Санкт-Петербурга.

«Мы ожидаем, что будет происходить не только перераспределение спроса со стороны покупателей, но и перераспределение спроса на торговые площади со стороны арендаторов – считает  региональный директор департамента торговой недвижимости компании Colliers International Россия Анна Никандрова — Помимо оптимизации существующего числа магазинов и закрытия наименее успешных из них, ритейлеры могут использовать текущую ситуацию в свою пользу и арендовать площади в наиболее успешных торговых комплексах, пока открывается такая возможность».

 




Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован на сайте. Пожалуйста, заполните все поля, отмеченные *