Невский проспект не выдержал проверку на безбарьерную среду

В течение более чем двух недель активисты петербургских общественных организаций провели проверку всех районов Северной столицы на доступность улиц и городских объектов для инвалидов-колясочников. Акция под названием «Доступный город» завершилась в Международный день борьбы за права инвалидов: 5 мая члены организаций «На коляске без барьеров», «Колясочники Питера», «НЕдоступная среда», «Красивый Петербург» и «Честный Петербург» проинспектировали Невский проспект.

Всю сложность передвижения в инвалидной коляске по главной улице Петербурга испытал на собственном опыте глава КРТИ Сергей Харлашкин. После инструктажа по управлению коляской, который провёл  создатель движения за доступную среду для петербуржцев Василий Бондарев, чиновник проехал от площади Восстания до Аничкова дворца. Как выяснилось, многие объекты на Невском для колясочников недоступны: так, Сергей Харлашкин не смог заехать на пандус ТЦ «Стокманн», поскольку угол наклона поверхности составлял больше пяти градусов. В других местах на коляске оказалось невозможно попасть в зал ресторана или в туалет. Кроме того, инвалиды-колясочники рассказали главе КРТИ о том, что двигаться по тротуарам, залитым дождём при неисправной ливневой канализации также весьма непросто. В целом на Невском проспекте проверку не прошли в полной мере 9 из 10 проинспектированных объектов. По итогам всей акции больше всего нареканий вызвала доступная – или, точнее, недоступная – среда в Московском районе Петербурга.

«В городе проживает, по официальной статистике около 650 000 людей с инвалидностью, при этом в большинстве спальных районов не хватает специальных пандусов, съездов к пешеходным переходам и тактильной плитки, — отмечает основатель и директор Фонда поддержки инвалидов «Сила Духа» Александр Шлычков. — Для того чтобы город стал действительно доступным для людей с ограниченными возможностями, необходимо, чтобы все новые районы и здания строились с учетом их потребностей, а старые оборудовались необходимыми приспособлениями». Разумеется, удобство тротуаров и дорог для передвижения на инвалидной коляске по закону должна обеспечить городская администрация, однако ответственность за доступность для маломобильных людей кафе, ресторанов и магазинов несут их владельцы.

В ближайшее время можно ожидать, что хотя бы новые жилые проекты станут доступными для маломобильных групп населения. Проектируя комплексное развитие территории, многие петербургские девелоперы уделяют серьёзное внимание безбарьерной среде. «Качественная инфраструктура для маломобильных групп в жилых проектах демонстрирует заботу застройщика о каждом отдельном покупателе и говорит о гуманитарной направленности компании, — считает директор по продажам жилой недвижимости УК «Теорема» Марина Агеева. — Качество безбарьерной среды — это важный показатель отношения застройщика к покупателям и к людям в целом, которое также будет проявляться и в других элементах проекта. А вот это уже влияет на конкурентоспособность предложения и общий имидж застройщика».

Пока доступность территории жилых комплексов для инвалидов-колясочников остаётся на совести застройщиков. По мнению Марины Агеевой, создание безбарьерной среды – это показатель адекватности и человечности девелопера: от того, чтобы оказаться в инвалидной коляске, никто не застрахован. Из-за недоступности общественных пространств люди с ограниченными возможностями вынуждены большую часть времени находиться дома, тем самым они оказываются отрезаны от социальной жизни.

 «К сожалению, практика отечественного градостроительства, проектирования и строительства до недавнего времени не учитывала специфических потребностей инвалидов и граждан маломобильных групп, — отмечает  Исполнительный директор ООО «Дудергофский проект» Василий Вовк. — Стоимость оборудования зданий инфраструктурой для инвалидов, как правило, изначально включена в стоимость проекта строительства и увеличивает сметную стоимость на несколько процентов». Оценивая численность «маломобильных групп населения», стоит помнить также, что туда входят не только инвалиды с проблемами опорно-двигательной системы, но и пожилые люди, родители с детскими колясками, беременные женщины, люди со слабым зрением или слухом. Им нужны особые условия городской среды: пандусы и поручни, низкие поребрики, тактильная плитка, кнопки вызова помощи на входе в здания и многое другое.

Что сделать, чтобы заинтересовать девелоперов в создании безбарьерной среды? Марина Агеева считает, что сейчас реальных инструментов стимулирования застройщиков к созданию безбарьерной среды, кроме жестких требований и штрафов, не существует. Александр Шлычков предлагает обратиться к европейскому опыту: так, например, в Испании компаниям, занимающимся созданием доступной среды, предоставляются беспроцентные кредиты на развитие и модернизацию бизнеса. «Оптимальным вариантом взаимодействия власти и бизнеса в рамках проектов комплексного освоения территорий было бы разделение затрат на создание доступной среды, — отметил глава фонда «Сила Духа» Кроме того, государство могло бы выкупать часть квартир в комплексах эконом- и комфорт-класса для предоставления нуждающимся. Таким образом, девелопер бы получал гарантию оперативной реализации части площадей, а государство – приспособленную и удобную для будущих жильцов территорию».

Пока, по мнению экспертов, подтолкнуть власть и бизнес к созданию доступной городской среды может прежде всего общественный контроль. Он позволяет получить обратную связь непосредственно от тех, для кого доступная среда и создается, а также своевременно сообщать ответственным лицам о её недостатках.  Так, участники акции «Доступный город» планируют создать общественную рабочую группу по вопросу доступности городской среды, составить резолюцию и разработать план действий, который позволит сделать Петербург городом, удобным для всех.

Фото:




Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован на сайте. Пожалуйста, заполните все поля, отмеченные *