На Международном Культурном форуме обсудили проблемы массовой застройки

Тема городской среды и архитектуры современных мегаполисов стала одной из самых популярных на Санкт-Петербургском Международном культурном форуме. Утилитарное отношение к дому исключительно как к месту для жилья и готовность смириться с безликостью жилых кварталов в спальных районах отходит в прошлое, нынешние покупатели квартир предъявляют к жилплощади довольно строгие требования. Какие именно – ответу на этот вопрос была посвящена  пленарная сессия «Архитектура для масс: преодолевая стереотипы», состоявшаяся в рамках секции «Креативная среда и урбанистика» Санкт-Петербургского международного культурного форума.

Прежде чем думать об индивидуальном подходе к каждому дому и тем более квартире, необходимо спланировать сам городской район и сформировать общее видение жилого проекта. Только тогда, по мнению нидерландского архитектора, партнера бюро MLA+ Маркуса Аппенцеллера, можно разрабатывать архитектурные решения. Не только дом, но и весь район застройки должен обладать индивидуальностью, считает архитектор.

Петербургские строительные чиновники продолжают продвигать идею создания особого петербургского стиля для современной массовой жилой застройки. «Массовая архитектура не должна становиться частью массовой культуры», — заявил председатель Комитета по градостроительству и архитектуре и главный архитектор Петербурга Владимир Григорьев. По его мнению, для каждого проекта должен найтись свой архитектор.

Однако приглашённые зарубежные эксперты в ходе дискуссии склонялись к идее создания архитектурной индивидуальности с помощью различных комбинаций типовых элементов. Тот же принцип, по словам Маркуса Аппенцеллера, используется в IKEA, когда из стандартной мебели каждый желающий может составить уникальный интерьер. С коллегой согласен и профессор курса архитектурной и градостроительной композиции миланского Политекнико, глава бюро Сino Zucchi Architetti Чино Дзукки. По его мнению, создавать разнообразные городские районы можно, используя типовые форматы массовой застройки. Для этого социальное жильё нужно объединять с другими элементами, что, по мнению архитектора, создаст необходимое разнообразие и поможет избежать появления социально однородных гетто. Кроме того, современная индустрия позволяет даже в бюджетном жилье делать красивые и разнообразные фасады, хорошо взаимодействующие друг с другом, отметил Чино Дзукки. Конечно, фасады — не единственная черта качественного проекта, но именно они формируют визуальный облик и идентичность различных районов.

«Принцип IKEA» эксперты предложили использовать и в проектировании внутренних пространств жилья. Директор по развитию регионов «Россия», «Страны СНГ» японской компании «Никкен Секкей» Фади Джабри рассказал, что в Японии основным трендом оформления интерьера является «гибкое» моделируемое пространство. Например, если прежде японские планировщики любили размещать кухню в центре квартиры, то теперь она превратилась в передвижной модуль, который можно поставить где угодно. По словам Фади Джабри, это позволяет человеку купить квартиру один раз и моделировать пространство в соответствии со своими потребностями и запросами своей семьи, а не покупать новое жильё, когда членов семьи становится больше или меньше.

Для того, чтобы сформировать позицию по отношению к массовой застройке, нужно знать её историю, считают участники Культурного форума. По мнению чилийского архитектора Педро Алонсо, куратора павильона Чили на 14-й Венецианской биеннале архитектуры, панельные многоэтажки ХХ века – это срез эпохи. «История не только в зданиях, но в культуре, в политике, в том, как формируется архитектурный облик – считает чилийский архитектор. —  Все это – элементы единой мозаики, это международный контекст истории технологий».

Для России однообразные панельные многоэтажки советского образца, возводимые в промышленных объёмах – история совсем недавняя. Однако, как отметили участники дискуссии, в нашей стране запрос на качественную архитектуру в сегменте «масс-маркет» пока не сформировался. Людям важнее доступность и функциональность  жилья, а не его архитектурные достоинства. Причину такого отношения объяснил архитектор Евгений Герасимов. «: «Архитектура плохая не потому что она плохая, а потому, что мы такие, — считает он.- Если она бедная – значит, это мы бедные. Если она некрасивая, значит, нас это устраивает. Так было всегда, так будет, и невозможно перепрыгнуть через это обстоятельство. Панельные дома мы называем сталинками, хрущевками, брежневками. Мы не называем их по именам архитекторов, и в этом тоже – отражение эпохи». Впрочем, Евгений Герасимов отнюдь не считает, что массовая застройка – это плохо. Он предложил архитекторам и строителям заниматься своим делом, разрабатывать и воплощать новые проекты, не пытаясь «прыгнуть сквозь время» и спокойно воспринимая действительность.

Как заявил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, подводя итоги дискуссии, необходимо строить «много и быстро», но при этом избегать однообразия и учитывать предыдущий опыт. Особое внимание он обратил на необходимость создания благоустроенных общественных пространств, продуманной инфраструктуры и навигации. «Также нужно учитывать пожелания жителей, ведь именно социум формирует архитектуру», — заявил Сергей Кузнецов.

 

 




Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован на сайте. Пожалуйста, заполните все поля, отмеченные *