Коливинги: уютные общежития для творческой молодёжи

Восемь часов стандартного рабочего дня и офисное помещение уже не гарантируют компании приток свежих идей. Многим молодым специалистам, особенно представителям творческих профессий, нужны условия, в которых они могли бы не разделять работу и жизнь: общаться с коллегами, искать единомышленников, вместе творить, превращая рабочий процесс из рутины в «клуб интересов».

Первым воплощением нового подхода к работе стал формат коворкингов, который сейчас набирает популярность в крупных городах. Современный коворкинг – это помещение, где независимые друг от друга специалисты собираются, чтобы поработать над проектом или стартапом. Места в коворкинге, оборудованные всем необходимым, сдаются в аренду тем, кто не хочет или не может снимать отдельный офис. В числе существенных преимуществ такого формата – не только дешевизна, но и непринуждённая рабочая атмосфера и возможность обмениваться опытом, знаниями, профессиональными навыками, идеями. Коворкинги обычно организуются в лофт-пространствах и бывших промышленных зданиях.

Однако молодые профессионалы, преимущественно из IT-сферы, решили не ограничиваться только совместной работой в офисе. В 2006 году в Америке появился первый коливинг: офис и общежитие в одном здании. Этот формат использовали несколько специалистов Кремниевой долины, которые сняли вскладчину особняк The Rainbow Mansion в Купертино. Коливинги – дешёвое съёмное жильё с отдельными спальнями, но общей кухней, столовой и рабочим пространством – стали стартовой площадкой  для молодых специалистов и выпускников, делающих первые шаги во взрослую жизнь. «Данный формат стал известным благодаря популярному течению «цифровых кочевников», — рассказывает  Константин Королев, директор по работе с ключевыми клиентами NAI Becar. — Специалисты из IT-сектора, как и представители творческих профессий, больше не привязываются к своему рабочему месту в офисе – они могут работать где угодно и откуда угодно, если под рукой есть ноутбук, мобильный телефон или планшет, подключенный к высокоскоростному интернету».

Этот формат часто сравнивают с хостелами, коворкингами и апарт-отелями. Коливинги в силу их специфики – это формат арендного жилья, где под одной крышей собираются молодые люди или представители творческих профессий, которые проживают вместе и образуют «клуб интересов», сообщество. По словам директора департамента консалтинга, аналитики и исследований компании Blackwood Александра Шибаева, формату такого арендного жилья более близки хостелы, однако, в коливингах, как правило, предлагают улучшенные условия для долгосрочного проживания, современный интерьер и технику, рабочие зоны. Люди проживают в отдельных комнатах, а количество спальных мест в комнатах ограничено 2-3 спальными местами.

В России таких объектов единицы, наиболее близким форматом можно назвать совместную аренду квартир. Однако принципиальное отличие коливингов заключается в объединении низкой арендной ставки с более комфортными условиями. Активнее всего, как отмечает Константин Королёв, коливинги развиваются в городах-миллионниках, в местах сосредоточения дорогой недвижимости, а также там, где наблюдается тяжелая транспортная ситуация. Кроме того, данный формат может появляться там, где сосредоточены мощные производства, заводы и бизнес-инкубаторы.

Для России коливинг пока остается относительно новым форматом. Первые проекты только начинают выходить на рынок. Среди уже функционирующих стоит отметить творческое комьюнити «Деревня», Early Birds, Дом «Аллигатор», а также стартап-гостиницу «Итака» в Крыму. «Деревня» — это поселок с коливингом в Подмосковье, над которым работает команда дизайн-завода Flakon. Вынести коливинг за переделы Москвы решили потому, что жилье в столице стоит дорого, да и экологическая ситуация оставляет желать лучшего. Early Birds — арт-коливинг в Петербурге от создателей Kultura Hostel. Креативная молодежь проживает в центре города в большой просторной квартире, общий метраж которой 170 метров с новым дизайнерским ремонтом, отдельными зонами для работы и отдыха. Сами жильцы коливинга описывают его как «квартиру, в которой живут несколько человек с общими ценностями и взглядами на жизнь, примерно одной возрастной категории и похожими целями».

Впрочем, пока подобные проекты единичны. По мнению Константина Королёва, формат коливинга формально начнет активно развиваться в России через 3-5 лет. «Мы отстаем от Запада по всем трендам и, к сожалению, у нас нет сформированного рынка. Если основное развитие формата коливингов в мире пришлось на 2006-2008 годы, то Россия переживает этот процесс только последние несколько лет», — считает эксперт. По его мнению, в ближайшее время может возрасти спрос на этот формат со стороны специалистов, работающих в  цифровых сферах. О долгосрочных же перспективах развития данного формата говорить пока слишком рано. Коливинги – это часть экосистемы  инновационного бизнеса.  Его развитие косвенно зависит от общего инвестиционного климата в стране.

Пока формат коливинга в Москве и России не успел зарекомендовать себя, в отличие от западных проектов. Если за рубежом такой формат может быть ориентирован на разные возрастные группы и разные уровни доходов, то в России коливинги, несмотря на комфортные условия, пока ассоциируются с коммуналками и «общагами».

Фото:




Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован на сайте. Пожалуйста, заполните все поля, отмеченные *