Как сохранить психическое здоровье жителей мегаполиса

В августе 2017 года портал CityLab опубликовал результаты исследования влияния городской инфраструктуры на эмоциональное состояние жителей.  Учёные проанализировали планировочные решения Токио и сформулировали рекомендации, подходящие и для других крупных городов.

Психиатр из Токио Лайла МакКей утверждает, что психические заболевания в Японии так же распространены, как и в других странах, однако говорить об этом не принято. «Там психические расстройства более стигматизированы, чем на Западе», — говорит она. Только один из пяти людей с заболеваниями психики в Японии обращается за помощью, тогда как в США это делает как минимум один из двух.

Несмотря на то, что японцы не обсуждают тему психических заболеваний так открыто, как американцы и европейцы, они не забывают об этой проблеме. «Те, кто отвечает за городское развитие в Японии, часто обсуждают проблему стресса и способы его смягчить», — утверждает МакКей. К примеру, «кароси» — смерть от перегрузки, зачастую от инсульта, сердечного приступа или самоубийства, связанная с высоким уровнем стресса на работе. В целом Япония находится на пятом месте в мире по количеству самоубийств. Ещё одна проблема – «хиккикомори», молодые люди, которые изолируют себя от общества и не покидают свою квартиру по полгода и больше. Такое состояние часто вызвано высокой тревожностью в ответ на требование постоянных успехов в учёбе или работе.

Центр городского проектирования и психического здоровья, основанный МакКей в 2015 году, сформировал четыре основных направления развития городских пространств, которые помогут поддержать психическое здоровье горожан: зелёные пространства, активные пространства, общественные пространства и безопасные пространства. В прошлом году МакКей провела исследования городской структуры Токио. Исследователь опросила токийских специалистов по здравоохранению, преподавателей вузов, психологов, урбанистов, девелоперов и архитекторов. Она нашла в Токио ряд элементов, которые поддерживают психическое здоровье горожан; многие другие мегаполисы могли бы взять их на вооружение.

Японские власти и градостроители используют методы городского проектирования, чтобы  улучшить скорее физическое, чем психическое состояние горожан, отмечает МакКей. Но, по её словам, благодаря этой работе, а также борьбе со стрессом,  создаются общественные пространства, такие как парки или пешеходные зоны, которые помогают улучшить эмоциональное состояние людей. «Градостроители сосредоточены на озеленении, эстетике и пешей доступности, и многие пространства спроектированы так, чтобы помочь улучшить физическое здоровье, а также оказать позитивное влияние на людей с психологическими проблемами, такими, как депрессия и повышенная тревожность», — говорит она. Одна из таких инициатив заключается в предоставлении гражданам возможности разместить по всему городу маленькие зелёные зоны. Правительство Токио организует мастер-классы по созданию зелёных крыш, стен, озеленению железнодорожных станций и парковок, предлагая налоговые льготы для тех, кто реализует подобное. Кроме того, в 2003 году в соответствии с  Распоряжением о создании привлекательного городского пейзажа была принята программа, в рамка которой жители Токио, работая вместе с профессиональными дизайнерами, высаживая зелень рядом со своими домами и размещая вдоль дорог растения в горшках. «На таких улицах, — пишет МакКей, — кажется, что ты идёшь по парку».

Автомобильный поток на маленьких дорогах небольшой, что позволяет зелени разрастись, а пешеходам – стать основными участниками дорожного движения. МакКей отмечает, что администрации Токио удаётся вывести автомобили и автобусы на главные улицы, так что всего в паре кварталов от оживленных магистралей можно найти тихие зелёные улочки, где можно гулять, посещать магазины и общаться. Это похоже на «суперблоки» Барселоны, но реализовано более органично, во многом благодаря развитой и эффективной сети токийского общественного транспорта, доступного преимущественно на наиболее загруженных магистралях. У горожан есть возможность пройти пешком до остановки автобуса, станции метро, не пользуясь автомобилем. Количество собственников автомашин в Токио не превышает 46 на одно домохозяйство – столько же, сколько и в Нью-Йорке.

Японское правительство также поощряет участие горожан в «синрин йоку», что дословно означает «погружение в лесную атмосферу». Согласно отчёту, эта практика даёт возможность жителям города «отдыхать в лесу без каких-либо помех». В Токио существует пять маршрутов «синрин йоку» на западе города, куда можно доехать на поезде. Некоторые компании включают их посещение в план поддержания здоровья своих сотрудников. «Даже если общество по-разному относится к проблемам физического и психического здоровья, сами проблемы – одинаковы», — отмечает МакКей.

Исследователь нашла возможные направления для дальнейшего улучшения программы. Поскольку жители Токио много времени проводят в помещениях – к примеру, в офисах и торговых центрах – стоит привнести в эти помещения больше зелени и света. «Те, кого я опрашивала, говорили о необходимости поддерживать суточные ритмы работников, используя режим освещения, — говорит МакКей. – В Токио эти вопросы особенно важны, поскольку проблемы стресса на работе – одна из основных тем новостей».

Центр МакКей собирается продолжать исследования городской среды. Следующий на очереди – Гонконг. Аналогичные исследования сейчас проводятся во Вроцлаве, Монреале и Морристауне, штат Нью-Джерси.  «Это первый шаг к тому, чтобы города всего мира могли учиться друг у друга способам поддержания психического здоровья горожан, — считает МакКей. – Даже если различные общества по-разному смотрят на проблемы психического здоровья, сами проблемы и люди схожи. Мы все можем учиться друг у друга».

Оригинал:

Фото:

 




Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован на сайте. Пожалуйста, заполните все поля, отмеченные *