Город с нуля: культура и транспорт

Портал лахта-центр.рф продолжает публиковать перевод статей британской газеты The Guardian, посвящённых проекту «городов-садов» в Великобритании. На этот раз авторы рассказывают о культурном и транспортном аспекте идеальной жилой среды.

Культура

Планирование культурной жизни города подразумевает использование культурного наследия и возможностей уже существующих городских пространств, однако у города, созданного «с чистого листа», есть свои преимущества. Культурную жизнь нового города необходимо начать с создания знаковых арт-площадок, которые будет финансировать государство или бизнес. Скорее всего, это будет музей, театр, галерея, кинотеатр или концертный зал в центре города. Возможно, в дальнейшем такая площадка привлечёт крупных звёзд и станет центром притяжения для музыкальных фанатов всего региона. Это – основа культурной жизни нового города.

Кроме того, важно создать в центре города, возможно, рядом с университетом творческий квартал, где более маленькие и менее дорогие культурные объекты, такие, как артхаусные кинозалы, современные театры и камерные площадки для представлений, создадут единую привлекательную для туристов атмосферу. Расположенные в таких кварталах бары, кафе и клубы станут местом для объединения творческих личностей, что позволит городу создавать своё собственное искусство. Официальные мероприятия, такие, как выставки или тематические праздники помогут укрепить репутацию арт-квартала как центра творчества и развлечений. Поскольку город органично развивает собственную идентичность, новые объекты и культурные центры должны отвечать запросам отдельных сообществ, увеличивая их разнообразие и включенность в общественную жизнь.

Планирование культурной жизни города должно основываться на как можно более широком определении культуры, в рамках которого ночной клуб и концертный зал классической музыки будут одинаково ценны. Формируя ночную жизнь города, представители власти и бизнеса в особенности должны выступать как союзники, а не как враги, чтобы достичь максимальных культурных и экономических результатов. При этом нужно учитывать, что нельзя допустить жалобы на шум клубов от горожан; для этого места расположения шумных объектов надо выбирать очень осторожно. Можно даже создать специальный квартал ночных клубов.

Самая большая проблема для тех, кто планирует культурную жизнь города – как побудить горожан реализовывать собственные проекты. Для культурной идентичности города нет ничего лучше, чем возможность самостоятельно развивать свои пространства, как в Манчестере 1980-х годов. Такой расцвет творчества зависит от возможности выжить с минимальными затратами. Без доступного жилья, студий для работы и мест, где можно встречаться и демонстрировать свои произведения творческие личности в любой области не смогут развиваться.

Ирония городского развития состоит в том, что чем больше процветает «творческий квартал», тем выше в нём цены на аренду жилья и коммерческих помещений, что вытесняет из квартала молодых и творческих людей, создавших его самобытность. Для того чтобы не допустить джентрификацию сформировавшихся районов и позволить им развиваться, в приоритетах нового города должно быть доступное жильё, контроль арендной платы, поддержка творческих сообществ, гранты и адекватный режим выдачи разрешений. Невозможно создать всемирно известную музыкальную площадку или выставочное пространство только усилиями «сверху», однако можно сформировать условия, благодаря которым развитие такого объекта будет менее сложным. За двадцать лет город может превратиться в развивающееся культурное пространство, которое проектировщики не ожидали увидеть, но которое появилось благодаря их дальновидности.

Транспорт

Приезжая в фантастический современный город, гости должны будут прежде всего сдать на въезде ключи от автомобиля. Электромобили будут разрешены там, где они будут обеспечивать необходимую мобильность: для семей, инвалидов или службы доставки. По городу будет ездить множество беспилотных капсул. Однако автомобили на газу и дизельном топливе будут запрещены. Воздух будет чистым, улицы – без пробок. Во всяком случае, пока.

Создание в новом городе рельсового общественного транспорта будет жизненно необходимым. «Он даёт возможность быстро передвигаться по городу, на дорогах которого быстро образуются пробки», — считает Дэвид Метц, представитель Центра транспортных исследований Лондонского Университетского Колледжа, бывший руководитель исследовательских работ Департамента Транспорта.

Строительство новой, полностью автоматизированной системы транспорта, расположенного неглубоко под землёй или поднятого на эстакады, может быть чуть дороже, чем трамвайная сеть или электрические автобусы на выделенных полосах движения. Но последний вариант, по словам Метца, требует более широких улиц. «Вы хотите добиться взаимодействия между людьми, кипения жизни на городских улицах, социальных, финансовых и культурных преимуществ агломерации? Широкие улицы разъединяют людей», — говорит он.

В центре города должны быть более узкие улицы, облюбованные пешеходами, велосипедистами и множеством безмоторных транспортных средств, которые используются на локальных маршрутах и стоят дешевле, чем такси. Улицы нового города будут сохранены в памяти беспилотных транспортных средств, и уличная инфраструктура будет разработана с учётом их маршрутов. Промышленники наконец-то найдут сферу, где беспилотные транспортные средства быстро и успешно встроятся в городскую структуру, а благодарные горожане будут избавлены от хлопот и затрат, неизбежных для автовладельцев.

На пригородных дорогах электрический транспорт поможет избежать пробок. Автобусы, работающие на электричестве, газе или отходах человеческой жизнедеятельности, впервые были использованы в Бристоле. В производстве, строительстве и службах спасения автомобили ещё будут востребованы, но частных машин, припаркованных на обочине, останется немного, поскольку в городе будет достаточно места для выделенной системы велодорожек.

Но городу необходимо разнообразие и индивидуальность. Пусть в нём будут необъяснимо извилистые дороги и дорогие ненужные украшения на зданиях станций, которые сделают их привлекательным местом, где можно встречаться и проводить время. Если город будет построен в холмистой местности, можно воспользоваться опытом Шеффилда и построить фуникулеры или даже канатную дорогу. В Лондоне, утверждает Метц, эта идея провалилась, потому что её реализовывали в неподходящем месте. В густонаселённом многоэтажном городе лифты будут «наилучшим транспортом для стареющего населения».

Планировщикам стоит прислушаться к мнению специалистов Института инженеров-механиков, которые утверждают, что самый удобный вариант транспортного планирования – убедить людей в том, что им вообще не надо путешествовать. Сейчас, когда большинству работников не нужно переезжать в индустриально развитые районы, попытки создать город, в котором будут и рабочие места, и жильё могут помочь сократить время дороги на работу.

Впрочем, город без дорожного движения – на такая уж утопия. «Пробки на дорогах – показатель успеха», — добавляет Метц. В быстро развивающемся мегаполисе, где хотят жить и работать всё больше людей, нагрузка на транспортную сеть будет возрастать. До определённой степени, участникам дорожного движения в нашем идеальной городе придётся с этим смириться.

Источник: The Guardian

Фото: 




Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован на сайте. Пожалуйста, заполните все поля, отмеченные *