Редевелопмент промзон поможет решить транспортные проблемы

24 сентября в Петербурге прошёл круглый стол «Зоны редевелопмента в новом Генплане: градостроительный смысл и его юридическое оформление». Это первый из серии круглых столов, организованных по инициативе Центра «ЭКОМ» и РБК, посвящённых самым актуальным проблемам развития Петербурга.

При создании нового Генплана Петербурга правительство города неоднократно высказывало заинтересованность в экспертном обсуждении содержания будущего документа. В ответ экспертное сообщество, куда вошли ведущие петербургские специалисты по урбанистике и девелопменту, организовало серию мероприятий, посвящённых различным аспектам градостроительства.

Основной темой круглого стола, посвящённого редевелопменту территорий, по словам модератора дискуссии, главы проекта «Будущий Петербург» Елены Кром, был ответ на три основных вопроса. Какие именно территории Петербурга более всего нуждаются в редевелопменте? Какие новые функции могут появиться на этих территориях? Как воплотить основные принципы редевелопмента в будущем Генплане, обеспечив баланс интересов общественности и собственников? На все эти вопросы участники дискуссии постарались найти ответ.

По словам заместителя генерального директора Института территориального развития Владимира Аврутина, основные проблем редевелопмента промышленного пояса – это сложная ситуация с формами собственности на территорию промзон, наличие огромного количества мелких собственников участков, а также отсутствие процедуры перераспределения частных и государственных земель, высокую степень загрязнённости многих промышленных территорий и наличие ограничений на их использвание, связанных с охраной памятников культуры. Тем не менее, есть и ряд факторов, которые стимулируют развитие бывших промзон: к ним относятся, к примеру, благоприятная транспортная ситуация, наличие рядом с зоной редевелопмента водоёма и рекреационной зоны.

Важнейшую роль в процессах редевелопмента и развития промзон играет логистика и транспортное обеспечение. Как отметил председатель Комитета по промышленной политике и инновациям Максим Мейксин, многие промышленные предприятия до сих пор ориентируются на советские стандарты, при которых путь сотрудника от дома до работы составлял две-три автобусных остановки. Уже с появлением метро старая транспортная схема существенно изменилась. Это одна из причин, по которым эксперт весьма неоднозначно оценил вывод предприятий на периферию и за пределы города. Промышленность требует возможности для подвоза сырья и вывоза продукции: разворотные площадки для грузовиков, новые развязки. Кроме того, транспортные артерии получают мощнейшую дополнительную нагрузку, когда горожане едут на работу и с работы.

Актуальность транспортных проблем, связанных с организацией производства, отметил и Владимир Аврутин. По его мнению, решить проблему могло бы насыщение новыми рабочими местами спальных районов на периферии города. Источником таких рабочих мест могли бы стать как экологически чистые промышленные предприятия, так и крупные деловые проекты. «Если, например, говорить о Приморском районе, в Генплане там была заложена некая «технометрическая зона». Она сейчас почти пустая, там ещё не сделана инфраструктура, хотя территория зарезервирована. Если её развить, это позволит хотя бы части жителей Приморского района не ездить каждый раз в центр, а ходить на работу недалеко от дома, – отметил Владимир Аврутин – Ну а если отвлечься от темы промышленности, то «Лахта центр» в Приморском районе – это тоже рабочие места, а с точки зрения транспорта – реверсные потоки. Его работники, скорее всего, будут жить где-то в центре и поедут на работу в обратную сторону, в направлении периферии». Сегодня, по словам эксперта, вопрос разгрузки транспортных потоков, идущих к центру города, чрезвычайно актуален.

За создание точек развития на периферии Петербурга высказалась и начальник Управления бюджетного планирования и государственного заказа Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Татьяна Алимпиева. По её словам, развитие города по принципу полицентризма должно сопровождаться преобразованием «серого пояса» и концентрацией на его территории высокоэффективных рабочих мест.

Подводя итоги встречи, директор центра «ЭКОМ» Александр Карпов с сожалением отметил, что сейчас под редевелопментом зачастую понимают смену функций территории: к примеру, размещение жилья на месте бывших промышленных предприятий. Однако, по его словам, в понятие редевелопмента вполне можно включить создание новых высокоинтеллектуальных производств. Главное – это показать, как инвестиции в новые промышленные площадки помогут повысить ценность этих площадок.

Редевелопмент «серого пояса» и другие проблемы, связанные с развитием Петербурга, обсуждались экспертами и раньше. Задача серии ближайших встреч – обобщить выводы прошлых дискуссий, актуализировать их и сформулировать в виде рекомендаций для будущего Генплана Санкт-Пеербурга.




Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован на сайте. Пожалуйста, заполните все поля, отмеченные *