Эксперты: новые форматы недвижимости стремятся к простоте и удобству

Текущая экономическая ситуация требует от рынка недвижимости как вливания новых финансовых средств, так и поиска новых форматов жилья и коммерческих объектов. Обсуждению текущей ситуации и перспектив различных направлений петербургского девелопмента был посвящен деловой завтрак BestBreakfast «Все грани девелопмента:  идеи и технологии, меняющие город», прошедший 19 апреля.

Итоги развития строительного сегмента за 2016 год, безусловно, впечатляют. По данным, которые привёл исполнительный директор ГК «БестЪ» Андрей Лушников, за прошедший год в Петербурге введено в эксплуатацию 5,34 миллиона квадратных метров недвижимости, из которых 70% традиционно приходится на жильё. Второе место по площади занимают новые торговые объекты, на их долю приходится 12% введённых площадей. Общая площадь застроенных территорий в прошлом году составила около 350 га. В девелопмент было инвестировано приблизительно 343 миллиарда рублей; это 70% общего объема инвестиций в рынок недвижимости. На душу населения по итогам года пришлось 0,98 квадратных метров новых объектов. При этом Андрей Лушников отметил, что прогнозы дальнейшего развития сегмента стоит делать осторожно: несмотря на небольшой рост показателей, на рынок влияют постоянные изменения в законодательстве, и проблема с выдачей разрешений на строительство также не теряет актуальности.

Об основных идеях, влияющих на формирование новых форматов недвижимости, участникам дискуссии рассказал профессор факультета социологии СПбГУ Дмитрий Иванов. По его словам, ситуация в современном обществе складывается парадоксальная: непонятно, как выживает недвижимость в мире виртуальных офисов, мобильного банкинга, покупок в интернете и документов в «облаке». Эксперт считает, что новое поколение относится к жилью или офису как к точке доступа, совместимой с дополненной реальностью. Такое отношение создаёт спрос на трансформируемые объекты недвижимости, такие, как коворкинги ли коливинги.

Усиление тренда, ориентированного на дополненную реальность и совместную деятельность, подтвердил президент Becar Asset Management Group Александр Шарапов. Он считает, что развитию форматов коворкинга и коливинга способствует активное распространение гаджетов, благодаря которому все человечество оказалось связано единой паутиной информации. Кроме того, активная фаза жизни человека стала длиннее, современный работник больше учится и дольше сохраняет свою ценность на рынке труда. Ещё один тренд современного общества, тесно связанный с развитием технологий – гейметизация: люди учатся через игру, активно вплетая виртуальную реальность в реальную жизнь. Развитию идеи совместного пользования, а не владения способствует также развитие сервисного сегмента: в XXI веке он составляет более 50% мировой экономики.

Результатом всех вышеперечисленных трендов стал рост популярности коворкингов: офисных пространств с гибкой организацией рабочего пространства, для которых характерно формирование неформальных сообществ резидентов и специфической внутренней культуры. Если в 2015 году в мире существовало 7800 коворкингов, то к 2017 году их число выросло до 13800. Этот формат насчитывает приблизительно 1200 000 резидентов, причём 67% из них утверждают, что коворкинги помогли им повысить их профессиональную успешность, а 64% — что, работая в коворкинге, они нашли новые связи и знакомства. В Москве и Петербурге на данный момент насчитывается около 70 коворкингов, причём их число постоянно растет.

Удобство и простота – таковы, по мнению участников дискуссии, тренды образа жизни современной молодёжи. Отражением этой тенденции и стали новые форматы жилого и рабочего пространства. Так, в коворкингах на одного человека приходится приблизительно 5 квадратных метров офисной площади, тогда как норма для обычного офиса – 10-12 квадратных метров на человека. Ещё около 3,5 квадратных метров приходится на площадки, предназначенные для взаимодействия сотрудников коворкинга между собой. В их число может входить креативное пространство, кофе-пойнт, настольный футбол и многое другое. «Люди должны тереться локтями, тогда они будут эффективны» — такого мнения придерживаются многие сторонники новых форматов офисной недвижимости.

Впрочем, вместе можно не только работать, но и жить; за рубежом растёт популярность формата «коливинга», при котором несколько человек, обычно молодых специалистов или фрилансеров, поселяются вместе, арендуя жильё в специально разработанных комплексах. При этом каждый житель коливинга платит не только за «койко-место», но и за возможность пользоваться продуманными общественными пространствами: в жильё такого формата всегда есть Wi-Fi, кухня и комната для отдыха, часто – спортзал, и даже бассейн. Стоимость аренды жилья в коливинге определяется, таким образом, не площадью занимаемого помещения, а уровнем доступного сервиса. Самый большой коливинг в мире – лондонский Old Oak, открывшийся в 2016 году. Это бывшее офисное здание высотой в 10 этажей, где может разместиться до 546 человек. В общем пользовании всех жильцов – бар, ресторан, прачечная, терраса на крыше, спа-салон, кинотеатр, лобби и общее место для работы. Цена проживания зависит от наличия в арендуемой комнате собственной кухни и ванной.

Фото:




Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован на сайте. Пожалуйста, заполните все поля, отмеченные *