Эксперт: общественные пространства должны стать центрами общения

Как создать общественное пространств в мегаполисе, которое не просто привлекало бы людей, но и побуждало их возвращаться снова и снова? Портал лахта-центр.рф публикует перевод статьи архитектора и урбаниста, специалиста Кембриджского инновационного центра Сиди Гомеса, посвящённой основным принципам проектирования и организации социально востребованных общественных пространств.

Сделать общественное пространство социально востребованным чрезвычайно трудно. Это особенно верно для мегаполисов, где многие общественные пространства до краёв заполнены туристами и другими незнакомыми между собой людьми. Даже в рамках квартала и в локальном общественном пространстве достичь значимой степени «социальной ориентированности» весьма сложно.

Население современных больших городов постоянно меняется, средний американец переезжает в своей жизни 11,4 раза. Если в прошлом исторические и культурные связи человека с местом, где он жил, были более глубокими, то сегодня из-за тройного влияния миграции в сельские районы, джентрификации и субурбанизации, чувство общности в соседских общинах ослабло. Одна из составляющих «общественного капитала» по концепции Джейн Джейкобс – это время. В книге «Смерть и жизнь больших американских городов» Джейкобс считает человека, который оставался в одном и том же окружении меньше пяти лет, непостоянным; она предположила, что для создания сообщества жизненно важно, чтобы люди жили на одном месте десять лет и больше. Как с учётом этого проектировать и организовывать общественные пространства, чтобы заполнить разрыв в человеческом капитале?

Я попытался сделать это, работая ведущим архитектором в Кембриджском инновационном центре и в Venture Café Foundation (VCF). Эти организации стремятся создать мощные инновационные экосистемы и способствовать их развитию. Их целью было в том числе проектирование общественных пространств, которые стали бы центром новой идентичности. Такие пространства могут стать базой для тех, кто заинтересован в инновациях и улучшении инвестиционной привлекательности города. Работая в этом направлении, я нашёл три основных препятствия для социализации: недостаток доверия, недостаток информации и недостаток времени.

Недостаток доверия – наиболее важен и труднопреодолим. Вы можете сидеть на скамейке на Таймс-сквер рядом с человеком, который выглядит весьма дружелюбным, но при отсутствии определённой социальной связи вы, скорее всего, будете осторожны и не решитесь с ним заговорить.

Недостаток информации – также серьёзное препятствие. Если с вами рядом на Таймс-Сквер сидит 400 человек – что вы знаете об этих незнакомцах? Такое место, как Таймс-Сквер, притягивает множество самых разных людей, но формирование социальных связей между ними затруднено именно по этой причине.

Недостаток времени – проблема всех городских жителей. По ряду причин, лишь немногие из тех, кто работает на Таймс-Сквер, живет рядом. Большинство из них приехали из других кварталов, районов или пригородов. Учитывая ежедневное время работы на работу и с работы, а также тот факт, что Таймс-Сквер – место, где обслуживают туристов за соответствующую цену, решение пообщаться там в конце рабочего дня выглядит маловероятным и неудобным.

Хотя популярные общественные пространства, такие, как  Таймс-Сквер, являются отличным источником дохода для городской экономики, их роль в формировании городских сообществ невелика. В такие места, как крупные рынки или площади, должны постоянно приходить они и те же люди, встречаясь там изо дня в день – это ключевой фактор для формирования доверия. Когда вы видите кого-то достаточно часто, то не только начнёте доверять ему, но и рано или поздно получите возможность с ним пообщаться. Вместо того, чтоб создавать общественные пространства, которые просто привлекают людей своей «новизной», важно помнить, что эффект новизны проходит, а люди не всегда хотят возвращаться.

Если одной из целей успешного публичного пространства является повторное привлечение людей, важно создать разнообразные виды деятельности и использования, которые отражают потребности и интересы сообщества. Работая в миллионном городе, важно найти творческие способы разбить большую группу людей на более управляемые подгруппы, а создание пространства для конкретного сообщества поможет решить вышеупомянутую проблему «нехватки информации». Например, если вы приходите на мероприятие сообщества, посвящённого инновациям, то справедливо будет ожидать, что другие гости также разделяют ваш интерес к этой теме. При решении вопросов доверия и информации мы также помним о важности времени, и мы стараемся максимально сконцентрировать всю активность внутри пространства, чтобы участники мероприятия были как можно ближе друг к другу и получили возможность пообщаться.

В общем, если вы создали пространство, интересное для представителей определённой группы, само их присутствие привлечёт других. Такой эффект мы наблюдали в Kendall Square в Кембридже. Сейчас  этот квартал заслужил прозвище «самой инновационной квадратной мили на Земле» благодаря расположенному в его границах огромному количеству технологических и биотехнических компаний.

Инновационное сообщество, привязанное к конкретным пространствам, процветает – там проходят тысячи встреч, мероприятий, мозговых штурмов и других видов взаимодействия между специалистами. Это можно назвать эффективным общественным пространством – но вы совсем не обязательно заметите происходящую в нём деятельность, проходя по улице или гуляя в парке.

Источник:

Фото:




Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован на сайте. Пожалуйста, заполните все поля, отмеченные *