Эдуард Моро: российские градостроители работают каждый в своём углу

Создать комфортное общественное пространство, которое станет гармоничной частью города, можно только при условии взаимодействия всех структур, отвечающих за жизненно важные сферы городской жизни. О том, как этого добиться и что будет, если это не учесть, рассказал глава французского архитектурного бюро Orchestra Эдуард Моро в своей лекции, прошедшей 16 июня в Галерее дизайна.

Ключевую роль в разработке современных общественных пространств играют специалисты по urban design – городскому проектированию. По словам Эдуарда Моро, именно urban design,в отличие от простого городского планирования, объединяет сразу несколько аспектов создания общественного пространства: физические, экологические, социальные, экономические и многие другие. Таким образом, специалист по городскому проектированию может создать объект, который будет идеально вписываться и в архитектурный контекст города, и в транспортную систему, и в социальную структуру, и в бюджет. Такой объект гармонично дополнит городскую среду, сохраняя при этом собственную уникальность. Общественные пространства должны не обобщать, а обогащать город, считает французский архитектор.

Залог успеха проекта, как считает Эдуард Моро, в его интеграции по трём различным направлениям. Горизонтальная интеграция – это включение проекта во все сферы жизни города на ранних этапах его разработки. Создатель общественного пространства должен чётко представлять себе, к примеру, транспортную ситуацию и состояние инженерных коммуникаций в том месте, где планируется реализовать проект, чтобы потом не пришлось экстренно менять планы. Второе направление интеграции – вертикальное, оно подразумевает возможность взаимного обмена мнениями между администрацией и жителями города. Эдуард Моро отметил, что во многих проектах эта интеграция остаётся «псевдовертикальной» и носит формальный характер. Чиновники проводят опросы, демонстрируя интерес к мнению горожан, однако ни к каким практическим результатам это не приводит. Для успеха проекта необходима взаимосвязь не только «сверху вниз», но и «снизу вверх», при которой учитываются позиции всех заинтересованных сторон. Третье направление Эдуард Моро назвал «интеграцией в масштаб». Согласно ему, проект должен гармонично взаимодействовать с городской структурой на уровне общественного пространства – к примеру, улицы, двора или парка – а также на уровне района и общегородского контекста.

Примером такого подхода стал район в Марселе, проект которого был разработан архитектурным бюро Orchestra. Центральной частью проекта стало старинное здание, которое решено было превратить в культурный центр. Городская администрация выкупила территорию вокруг здания, чтобы организовать на ней общественное пространство и провела целый ряд  исследований, выясняя социальный состав населения района, его текущее экономическое положение и многое другое. Затем специалисты по градостроительному проектированию разработали единую концепцию развития, в которой было проработано расположение транспортных магистралей и маршрутов общественного транспорта, а также чётко определены границы общественной и частной территории.

По словам Эдуарда Моро, важную роль в планировании играло исследование общественного мнения: важно было знать, как относятся к будущему общественному пространству горожане, которые потом будут его посещать. Как можно привлечь различные социальные группы жителей, какие варианты времяпровождения можно им предложить – на все эти вопросы необходимо было ответить специалистам по городскому проектированию.

В России, в отличие от Франции, архитекторы, которые занимаются благоустройством территории, присоединяются к проектам общественных пространств уже на поздней стадии реализации, отметил Эдуард Моро. Кроме того, российские специалисты, занимающиеся благоустройством и, к примеру, транспортом, мало взаимодействуют между собой. «Каждый работает в своём углу», с сожалением сказал французский архитектор.

Попытка создать в России проект на основе заявленных Эдуардом Моро принципов была сделана в центре Калининграда. Он сочетал жилые дома, как частные, так и государственные, а также ныне существующие и запланированные общественные пространства. Архитектурное бюро Orchestra заняло второе место на конкурсе, ему доверили разработку консолидированного генплана, однако проект не был реализован, поскольку застройщик принял решение от него отказаться.   Других проектов, в которых все аспекты городской жизни учитывались бы на раннем этапе, в России, по словам Эдуарда Моро, пока мало. Их реализуют преимущественно частные застройщики. Тем не менее, как отметил архитектор, подходы к градостроительству стремительно меняются, так что в обозримом будущем можно ожидать новых пространств, созданных в соответствии с принципами комплексного градостроительного проектирования.

Фото:




Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован на сайте. Пожалуйста, заполните все поля, отмеченные *