Марк Лернер: размер строительной компании на качество работы не влияет

Изменила ли нестабильная экономическая ситуация на рынке жилья спрос на проекты ранней стадии готовности? Останутся ли в итоге на рынке только застройщики-гиганты – или небольшим компаниям тоже найдётся своя ниша? На эти и другие вопросы порталу лахта-центр.рф ответил генеральный директор ИСК «Петрополь» Марк Лернер.

По статистике, люди стремятся покупать жильё на высокой стадии готовности. Можно ли сейчас говорить об усилении недоверия потенциальных покупателей к проектам на стадии «котлована»?

Не могу сказать, что недоверие к проектам на стадии «котлована» сейчас больше, чем два-три года назад. В принципе, люди и так на этапе котлована опасаются покупать, а на высокой степени готовности – в меньшей степени. Впрочем, у надёжных застройщиков покупают и на ранних стадиях, а у впервые вышедших на рынок или у тех, про которых идёт слух, что у них какие-то проблемы – у таких опасаются покупать, даже если дом готов «под крышу».

Как вы считаете, не будет ли потом дефицита новых проектов из-за того, что на уровне котлована покупают меньше, и у застройщиков может не хватить средств для продолжения строительства?

Нет, именно из-за этого дефицита новых проектов не будет. Сокращение количества выводимого на рынок жилья ожидается, но не потому, что нет спроса на ранней стадии, а потому, что существует очень много проблем и препятствий административного и градостроительного характера. У застройщиков немного возможностей преодолеть эти препятствия, получить разрешение на строительство, страхование, аккредитацию банка, проектное финансирование, чтобы иметь «подушку безопасности», и выйти на рынок с новым проектом.

Надо ли ожидать дальнейшего вымывания маленьких компаний со строительного рынка?

Да, это будет происходить и дальше.

Как вы считаете, какие последствия это будет иметь для рынка недвижимости?

У вымывания маленьких компаний есть плюсы и минусы. Плюсы – в том, что консолидация рынка позволит снизить огромное количество застройщиков. Сейчас картина на рынке очень сложная для потребителя, которому надо выбрать из широчайшего спектра компаний. Если застройщиков будет не 150, а, условно говоря, 30-50, и они станут крупнее, то у них будет больше возможностей для того, чтобы становиться ещё более мощными и надёжными, чтобы лучше работать с продуктом. Но, с другой стороны, вымывание маленьких компаний – это ослабление конкуренции и мотивации работать для клиента. Зачем работать для клиента, если застройщиков всего 15 штук, у них и так купят? Так что это палка о двух концах.

Есть ли риск монополизации рынка?

Да. Не совсем монополизации – но снижения конкуренции со всеми вытекающими из этого минусами. Если смотреть в целом, положительно или отрицательно скажется вымывание маленьких компаний, то я считаю, что скорее отрицательно.

По вашему мнению, у кого выше качество работы – у небольших строительных компаний, которые стараются завоевать себе репутацию, или у крупных, за плечами которых опыт и возможности?

Никакой зависимости от размера компании нет. Всё зависит от выбранной стратегии и менеджмента, от того, планирует ли компания надолго остаться на рынке – или пришла построить один дом и уйти.

В каком сегменте на данный момент больше всего маленьких застройщиков?

Вряд ли они есть в эконом-классе. Скорее, это комфорт-, бизнес- и элит-класс, штучные проекты. Квартальную застройку осуществляют в основном крупные компании.

В какие ниши могут уйти небольшие строительные компании в результате процесса вымывания?

Я думаю, они останутся где-то в районе бизнес-класса. Там они будут держаться до последнего: строить небольшие дома площадью 8-10 тысяч квадратных метров, примерно на 100-150 квартир, ценой около 250 000 р за квадратный метр.

Что касается «путей отхода» в сопутствующие сферы, то тут каждый решает, исходя из своих компетенций и предпочтений. Кто пришёл в девелопмент из подряда – тот уйдёт в подряд. Агентство недвижимости, развившееся до девелопера, снова станет агентством недвижимости. Кто был инвестором из другой сферы и решил построить домик, чтобы развить ещё и этот бизнес – построит один дом и продолжит заниматься своим основным делом.

 




Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован на сайте. Пожалуйста, заполните все поля, отмеченные *