Елена Морозова, директор по строительству «Лахта центра»: «Наш проект отличает большое количество неожиданных, но важных социальных объектов»

Богатое историческое и архитектурное наследие городов отнюдь не препятствует созданию современной, гармоничной и комфортной городской среды, учитывающей предпочтения и горожан, и бизнеса, и представителей культуры. К такому выводу российские и зарубежные эксперты пришли в ходе дискуссий форума PROUrban, состоявшегося 25 ноября.

Опытом организации городского пространства с петербургскими специалистами поделились коллеги из Голландии. Урбанисты из Роттердама в последние годы весьма успешно реализуют крупные проекты, которые облагораживают облик городов и при этом способствуют развитию бизнеса. Так, мэр города Ахмед Абуталеб в ходе пленарного заседания форума PROUrban рассказал российским специалистам о проекте моста, соединившего один из активно развивающихся районов Роттердама с центром города. Новая транспортная артерия стала серьёзным стимулом для увеличения деловой активности в городе.
«Российские города сейчас находятся в начале развития стратегии территориального планирования», – сказал президент-элект Гильдии управляющих и девелоперов Андрей Степаненко, открывая пленарное заседание. Петербург не может застыть в своём развитии, но, по словам эксперта, обязательное условие создания гармоничной городской среды – взаимодействие власти, бизнеса и горожан. Андрей Степаненко считает, что сейчас у Петербурга есть уникальный шанс использовать в своём развитии лучшие образцы европейской урбанистики.

Что нужно сделать, чтобы город стал привлекательным? «Больше людей, больше истории, больше будущего», — так ответил на этот вопрос начальник направления городского планирования Министерства жилищного строительства Роттердама Мартин Аартс. Российские эксперты, в свою очередь, подчеркнули, что имидж Петербурга как европейского города, а также его инвестиционную и туристическую привлекательность сейчас формирует архитектурное наследие XVIII-XX веков. Заместитель главы КГИОП Александр Леонтьев отметил, что особую роль в международном признании города сыграло включение его исторического центра в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. «Как развивать город, при этом сохраняя его архитектурное наследие?» — так сформулировал чиновник одну из наиболее актуальных проблем современного Петербурга.

Решением этой проблемы, по мнению как российских, так и зарубежных экспертов, может быть развитие города на основе принципов полицентризма. Тему полицентрического развития в Европе и России на пленарном заседании затронул вице-президент банка ВТБ Александр Ольховский. Позднее она была развита в ходе дискуссии «Политика городского полицентризма. Риски, возможности, роль государства и частного бизнеса».

Основной принцип формирования полицентрических городов – это появление на их периферии новых точек активности, позволяющих разгрузить исторический центр и стимулирующих развитие города в целом. Такие точки активности могут формироваться как за счёт реализации на периферии крупных строительных проектов, так и за счёт поглощения бывших пригородов – естественного процесса, происходящего в ходе роста мегаполиса. Примером полицентрического развития города, по словам партнёра компании MLA+ архитектора Маркуса Аппенцеллера, является Лондон, в котором сейчас выделить единый центр уже практически невозможно. Лондон представляет собой «созвездие» подцентров, каждый из которых служит драйвером роста, сохраняя свою неповторимую индивидуальность. При этом, как отметил Маркус Аппенцеллер, важнейшим аспектом гармоничного развития полицентрического города является продуманная транспортная система.

Российские участники дискуссии представили два проекта, которые в обозримом будущем станут драйверами роста петербургских окраин и сформируют вокруг себя принципиально новую, гармонично развивающуюся городскую среду. Первый из них – многофункциональный общественно-деловой комплекс «Лахта центр», строительство которого ведётся в Приморском районе Петербурга. Создатели этого проекта делают акцент не только на деловую, но и на социальную функцию, что позволит комплексу оказывать серьёзное влияние на развитие района и города в целом. «Новый проект, который мы создаём, отличает значительное количество достаточно неожиданных, но очень важных социальных объектов, – говорит директор по строительству «Лахта центра» Елена Морозова. — Один из наших самых любимых проектов – это Детский научный центр который будет призван развивать у детей и молодёжи инженерное мышление». Кроме Детского научного центра в «Лахта центре» будет театр, кинозал, планетарий, выставочные пространства, амфитеатр на набережной, выставочные пространства и многое другое. Офисы составят не более 40% общей площади «Лахта центра».

Елена Морозова особо подчеркнула опасность создания монофункциональных районов: так, знаменитый деловой квартал Дефанс в Париже до сих пор не заселён и неизбежно пустеет после окончания рабочего дня. По мнению директора по строительству «Лахта центра», монофункция может привести к «сухости» проекта, отсутствию его связи с окружающей средой, не говоря уж о влиянии на неё. «Задача «Лахта центра» — привлечь людей, дать им возможность познакомиться с новым взглядом на жизнь, новым отношением среды к человеку, уважением к нему», — заявила Елена Морозова.

Вторым проектом, претендующим на звание драйвера городского развития, был представлен конгрессно-выставочный центр «Экспофорум». По словам исполнительного директора ЗАО «Экспофорум» Сергея Воронкова, создатели этого проекта ориентированы на функции, которые позволят Петербургу в ближайшее время войти в пятёрку конгресс-городов мира. Эксперт подчеркнул, что конгрессно-выставочный формат на данный момент чрезвычайно востребован, и после завершения строительства «Экспофорума» Петербург сможет конкурировать с Москвой в области event-бизнеса.

Подводя итоги дискуссии, генеральный директор Института территориального планирования «Урбаника» Антон Финогенов отметил, что появление и успешное функционирование новых проектов-драйверов роста окраин Петербурга возможно только при тесном сотрудничестве девелоперов и городских властей, особенно в отношении транспортной инфраструктуры. Кроме того, реализация проектов, значительно преобразующих городскую среду, безусловно, потребует существенной модернизации законодательства в строительной сфере и упрощения процедуры согласования.




Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован на сайте. Пожалуйста, заполните все поля, отмеченные *