Ян Гейл: в последние 50 лет человек перестал быть мерой архитектуры

Ян Гейл считается последователем Джейн Джейкобс, «бабушки» урбанистики и городского планирования, ориентированного на человека. Он профессор Датской Королевско Академии изящных искусств и приглашённый профессор в вузах Канады, США, Новой Зеландии, Мексики, Австралии, Бельгии, Германии, Польши и Норвегии. 50 лет назад он создал в Дании собственную консультационную компанию Gehl Architects, в рамках которой реализовал ряд известных проектов по всему миру на основе анализа данных и стратегического анализа.

Ниже приведено интервью, в котором Ян Гейл рассказывает о своём видении городских пространств, созданных специально для людей.

Что имеется в виду под городами человече кого масштаба?

В рамках этой концепции я ориентируюсь на то, как люди чувствуют и двигаются. Человек передвигается пешком, и наши органы чувств идеально приспособлены к пешему передвижению со скоростью 5 километров в час.

Старые города были построены так, что люди в них чувствовали себя комфортно, поскольку пустые пространства в их структуре не были слишком большими или широкими. В крупных старинных городах всё было сделано для человека, но с наступлением модернизации и появлением автомобилей значения человека как меры городской структуры было забыто. Мы перешли от архитектуры, которая воспринимается при движении со скоростью 5 километров в час, к архитектуре, рассчитанной на движение со скоростью 60 километров в час. Улицы стали шире, рекламные щиты – больше, здания – выше. Мы двигаемся так быстро, что не можем рассмотреть город в деталях.

Из-за модернизации и автомобилизации многие архитекторы и урбанисты запутались в том, какой масштаб считать комфортным для людей. Я изучал этот вопрос в течение долгого времени и теперь уверен, что архитекторы и планировщики в последние 50 лет забыли, как это – когда человек становится мерой городской структуры. Раньше они прекрасно это знали.

Сейчас мы живём в огромных городах со сложной структурой. Возможно ли соблюдение в них «человеческого масштаба»?

Разумеется. Транспортные коридоры, по которым машины двигаются со скоростью 60 километров в час, разрабатываются с учётом масштаба автомобиля. Но когда мы планируем районы, где горожане живут, работают, делают покупки и ходят пешком, мы легко можем адаптироваться под масштаб пешеходов.

Например, Венеция – это город, созданный для человека. Средняя ширина улицы в этом городе составляет 3 метра, что обеспечивает пешую доступность многих городских достопримечательностей. Это настоящий город в человеческом масштабе: небольшой, уютный, душевный. В то же время Дубаи – это город для динозавров, а не для людей.

В своей книге «Города для людей» вы говорите, что «сначала мы придаём форму городам, а потом города придают форму нам». Что для вас значит это высказывание?

Эта фраза значит, что физические условия, в которых мы живём, оказывают значительное влияние на наше поведение и образ жизни. Живи вы в американском пригороде или в Барселоне, ваш образ жизни был бы совершенно разным. Например, у людей, которые живут в пригородах, средняя продолжительность жизни меньше, чем у тех, кто живёт в городах. Почему так? Во многом потому, что горожане больше ходят пешком, а жители пригородов чаще ездят на машине. Ели вы мало двигаетесь, это негативно влияет на ваше здоровье и, соответственно, уменьшается срок жизни. Это лишь один способ продемонстрировать то, какое влияние оказывают на нашу жизнь условия крупных городов и мегаполисов. Искусственная среда, в которой мы живём, значительно влияет на наш образ жизни: мы меняем его каждый раз, когда переезжаем в другой город. Примечательно то, что мы не слишком-то много знаем о том, как создаётся искусственная среда и какое влияние она оказывает на нашу жизнь. Несмотря на это, люди уже начинают осознавать, насколько сильно влияет на образ жизни городская среда и структура.

Мы всегда говорим о важности общественной жизни и общественных пространств для качества жизни людей. Какие, по вашему мнению, характеристики общественного пространства смогут поддерживать эту жизнь?

В конце книги «Города для людей» есть раздел под названием «инструментарий», где перечислены ключевые слова для 12 качественных критериев города человеческого масштаба. Если вы спросите меня, какова основная составляющая хорошего общественного пространства, я отвечу, что вам стоит взять этот список и убедиться, что вы можете ответить «да» на вопрос о наличии каждого из этих критериев. Если вы придёте в самые лучшие общественные места в мире, такие, как Plaza de Campo in Siena в Италии и проверите их по моему списку, то вы увидите, что всё 12 критериев там отлично видны. Но если вы придёте на некоторые площади в Бразилии, то поймёте, что там практически все эти критерии игнорируются.

Источник:

Фото:

 




Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован на сайте. Пожалуйста, заполните все поля, отмеченные *