Ирина Анисимова: спрогнозировать развитие офисного рынка на ближайшие два года невозможно

Как будет развиваться в нынешней сложной экономической ситуации рынок офисной недвижимости Петербурга? На каких арендаторов имеет смысл делать ставку собственникам бизнес-центров? Ждать ли в ближайшее время новые проекты? На эти и другие вопросы ответила генеральный директор проекта «Невская Ратуша» Ирина Анисимова.

Ирина Александровна, как вы считаете, какие объекты офисной недвижимости сейчас меньше всего потеряли привлекательность?
Я думаю, меньше всего потеряли привлекательность новые объекты класса А, и В+. Давно построенные объекты и класс В и С в большей степени зависят от качества, стоимости и локации. Впрочем, локация, транспортная доступность и наличие парковочных мест – это сейчас основные преимущества для любого объекта.
Какие арендаторы сейчас считаются перспективными, кроме IT-компаний и «Газпрома»?
Государственные структуры, IT- компании безусловно, возможно, юридические. Неплохо себя могут чувствовать иностранные компании, имеющие валютные доходы.
На чём в ближайшее время буду экономить собственники офисных центров? Какие статьи расхода будут сокращать?
Рекламу, само собой. Первое, что уходит в кризис – это маркетинг и реклама. Это основное, с чего компания начинает экономить. Естественно, она постарается сэкономить также на трудозатратах, на количестве персонала, на заработной плате. На арендаторах и качестве услуг по эксплуатации экономить нельзя, но договариваться с ними необходимо.
Сейчас компании-собственники будут ориентироваться скорее на сохранение старых проверенных арендаторов или на ротацию?
Экономическая ситуация сейчас неизбежно приводит к ротации арендаторов. Среди крупных и средних арендаторов – от 500 до 2000 м2 – ротация будет обязательно. Собственнику, конечно, разумнее всего удержать старого арендатора, чем отпустить его, не договорившись, а потом искать кого-то нового на опустевшие площади. Если вы с арендатором в давних партнёрских отношениях, он не придёт к вам и не скажет: «Давай, я буду занимать офис бесплатно». Это разумные люди, которые занимаются серьёзным бизнесом, с ними можно и нужно найти взаимовыгодные компромиссы. Понятно, что нулевых арендных ставок не бывает, но есть привлекательные бонусы, например, парковочные места.
То есть, офисный сегмент в каком-то смысле может брать пример с жилого?
Да, именно то, что делают сейчас в жилой недвижимости. Посмотрите, как привлекают покупателей в сегменте жилья: предлагают парковочные места, дополнительные квадратные метры, отделку, лоджии/балконы. Похожие бонусы могут быть основой для договорённости и в офисной недвижимости. Инструменты похожи, надо просто быть более креативными и искать новые варианты. Даже в кризис есть возможность творческих решений.
Как вы считаете, стоит ли сейчас строить новые бизнес-центры?
Я сейчас не вижу достаточного пула арендаторов и покупателей на новые бизнес-центры. Наверное, через четыре-пять лет они появятся, но сейчас спрогнозировать развитие рынка на ближайшие два года невозможно – это всё равно, что гадать на кофейной гуще. В настолько туманной ситуации начинать новое строительство небезопасно. Отдельные рисковые люди, конечно, будут строить, но рынка целиком я сейчас не вижу.
 



Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован на сайте. Пожалуйста, заполните все поля, отмеченные *